КР — не КНДР, прописка — не панацея
Самый жесткий в мире, сугубо тоталитарный контроль за перемещением собственных граждан и паспортный режим установлены в Корейской Народно– Демократической Республике. Но, извините, мы далеко не Северная Корея и не Советская Киргизия, а свободная, суверенная страна — островок демократии в Центральной Азии. И коль дважды после очередной смены власти в стране наши правители с высоких трибун обещали всему народу демократические перемены, так давайте же перейдем от слов к делу и начнем двигаться к реформам сталинского института прописки (“регистрации по месту постоянного жительства”).
Проблема учета кочевого населения в предгорьях Тянь–Шаня существовала издавна. В свое время кокандские юзбаши в целях взимания зякета с кочевых племен предпринимали попытки переписи населения, но мобильные кочевники, как правило, в нужный момент уводили скот вместе с людьми в труднодоступные горные пастбища, оставляя после себя лишь тлеющие угольки костров да свежие следы копыт лошадей. Даже чиновникам царской России не удавалось доподлинно установить точное количество “дикокаменных киргизов” Семиречья, несмотря на то, что приводилиcь приблизительные данные о численности душ обоего пола того или иного племени.
С установлением в Туркестане cоветской власти и перевода кочевых племен на оседлый образ жизни, большевики пошли еще дальше в этом направлении, введя паспорта, а вместе с ними в 30–х годах и прописку, привязывающую гражданина к определенному месту жительства. От этой прописки отдельные суверенные государства бывшего СССР не могут избавиться и по сей день.
Институт прописки вынуждает кыргызстанцев бегать по различным инстанциям и часами простаивать в домоуправлениях, у председателей квартальных комитетов и в паспортных столах ради отметки в паспорте. Прописка, по сути, особых проблем–то и не решает, а только создает излишние неудобства гражданам в реализации их конституционных прав свободы передвижения и выбора места жительства.
Думаю, депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков во многом прав, предлагая законодательным путем отменить прописку–регистрацию (об этом рассказывалось в “Вечернем Бишкеке” за 9 и 15 июня). И он, и ряд правозащитников правы, когда, изучив положительный опыт развитых стран, делают вывод: отмена института прописки резко сократит уровень коррупции в правоохранительных органах и избавит население от сбора ненужных справок.
С решением вопроса отмены прописки на законодательном уровне общество освободит нашу милицию от бестолковой функции по проверке паспортного режима. А печально известный приемник–распределитель, предназначенный большей частью для беспаспортных и нигде не прописанных сограждан, останется в истории как атрибут тоталитарного режима. Пофантазируем: станет тот приемник–распределитель привлекательным лишь для посещения иностранными туристами. Его использование в качестве объекта туризма принесет государству намного больше пользы, нежели дорогостоящее содержание за счет госбюджета. И вход для любознательных надо сделать свободным, в смысле — без предъявления паспорта!
Эркин САДАНБЕКОВ,
адвокат
e-mail: sadanbekov@gmail.com