Отверженные. Дети с ВИЧ стали в республике изгоями
Без вины виноватые
Семилетний мальчик, вокруг которого разгорелись страсти, — один из нескольких малышей, которых в 2007 году по халатности заразили страшной инфекцией медики местной больницы. Об этом ЧП писали многие СМИ. Чтобы устроить ребенка в школу, родителям пришлось скрыть от администрации учебного заведения диагноз. Они утверждают, что в противном случае ему пришлось бы находиться дома. Администрации школ и детсадов, по словам близких мальчика, придумывают разные причины, чтобы не принимать инфицированных детей, несмот-ря на то, что права зараженных вирусом иммунодефицита защищает закон КР «О ВИЧ/СПИДе». Защищает, увы, только на бумаге.
Взрослые часто против того, чтобы в одном классе с их детьми учился ВИЧ-инфицированный ребенок
Не менее трагично складывается судьба другого ребенка, зараженного ВИЧ в той же больнице, — Наргизы Капаевой (имя ребенка изменено). Отец, узнав, что у дочери вирус иммунодефицита, бросил семью. Его родственники отказались от общения с девочкой и ее матерью. Женщина с малышкой вынуждены были перебраться в Бишкек в надежде спрятаться от бывших друзей, знакомых и родственников. Здесь Наргиза и должна была пойти в первый класс, однако принять ее не решилась ни одна школа.
— В некоторых школах нам сказали, что нет мест, в других были более откровенными, заявив, что родители других учеников против того, чтобы инфицированный ребенок учился в одном классе с их детьми, — рассказывает мать Наргизы Улема (имя изменено). — Боятся, что дети нечаянно поранятся и заразятся. Мы словно прокаженные. В Оше в свое время мне даже в мечеть ходить запретили. В чем виноват мой ребенок? В халатности врачей? Мало того, что медики заразили моего ребенка и за это никто не понес реального наказания, так еще и о страшном диагнозе моей дочери из их уст стало известно всем нашим родственникам и знакомым. О какой врачебной тайне или этике тут можно говорить?
Патовая ситуация
По мнению юристов, в Киргизии ситуация с защитой прав людей, особенно детей, которые были инфицированы ВИЧ, патовая. Принимаются многочисленные документы, проводятся конференции, ведется разъяснительная работа, но все это малоэффективно. У людей свое представление о ВИЧ/СПИДе.
— Нам известен такой случай: женщина заразилась ВИЧ от супруга. Узнала об инфекции, когда сдавала анализы, будучи беременной. Несмотря на риск здоровью плода, родня ее супруга настояла на рождении ребенка, а сейчас принуждает забеременеть еще раз. Дело в том, что на свет появилась девочка, а близким супружеской пары хочется мальчика — продолжателя рода. О будущем детей при этом никто не задумывается, — рассказал корреспонденту «РГ» глава общественной организации «Партнерская помощь» Айбар Султангазиев.
— В Уголовном кодексе есть статья 145 «Разглашение врачебной тайны», но, насколько я знаю, с того времени, когда она была включена в УК, по ней никого не осудили. Между тем чрезмерная болтливость медиков перечеркнула жизнь людей, у которых обнаружен ВИЧ. Проблема и в том, что страна у нас маленькая, тайну сохранить трудно, какие бы строгие законы ни принимались, — говорит адвокат Эркин Саданбеков.
Президент ассоциации «Единство людей, живущих с ВИЧ» Бурул Исаева также считает, что во многих случаях в медицинских учреждениях не соблюдается конфиденциальность, и людям с ВИЧ трудно в социуме, нелегко справиться с психологическими барьерами.
— Я могу привести сколько угодно примеров того, что в Киргизии с людьми с ВИЧ обходятся как с изгоями, — утверждает правозащитница. — Выход один: нужна грамотная разъяснительная работа и поддержка государства. Вспомните принцессу Диану, которая первой из монарших особ в 1996 году посетила пациентов с ВИЧ и СПИДом. Она делала многомиллионные пожертвования в специальный фонд. Очень сомневаюсь, что кто-то из наших чиновников отважится взять на руки ребенка с ВИЧ.