Гульниза Кожомова: «В адвокаты в основном идут бывшие следователи, бывшие прокуроры, бывшие судьи»
17 декабря в Бишкеке прошел Круглый стол на тему «Вопросы обеспечения гарантированной безопасности адвокатам Кыргызской Республики в современных условиях». На Круглый стол были приглашены практикующие адвокаты, представители Министерства юстиции, а также представители прокуратуры и Военного суда.
Важным моментом мероприятия стало обсуждение процесса по делу событий 7 апреля, который, как отметили участники, высвечивает все проблемы в обществе. Также поднимался вопрос о том, что все чаще, особенно в последнее время отмечаются меры не только словесного воздействия на адвокатов, но и физического. Жаркому обсуждению данного процесса способствовал тот факт, что на Круглом столе присутствовали представители всех сторон, участвующих в процессе. Кроме вопроса обеспечения безопасности адвокатов, также обсуждался законопроект «Об адвокатуре», который действует в Кыргызстане уже около 11 лет.
Первой с докладом выступила Жылдыз Мамбеталиева, заместитель министра юстиции. Она затронула такие вопросы, как законопроект «Об адвокатуре», безопасность адвокатов, сотрудничество по вопросам обучения адвокатов.
«В центре общественного внимания оказались адвокаты и вопросы обеспечения гарантий их безопасности. В определенной степени требуют правового регулирования такие вопросы, как повышение статуса адвокатского сообщества, а также дисциплинарной и гражданско-правовой ответственности адвокатов. Судебный процесс по событиям 7 апреля рельефно обозначил проблемы, как адвокатского сообщества, так и общества в целом», — отметила Мамбеталиева.
Далее Жылдыз Мамбеталиева затронула тему безопасности адвокатов и назвала причины угрозы их безопасности: «К сожалению, сегодня действительность такова, что многие наши граждане не верят в закон, люди свыклись с мыслью, что для чиновников закон не существует. Вместе с тем первопричиной такого правового нигилизма является незнание законов самими гражданами, тотальное равнодушие к беззаконию и самоотстраненность. Поводом для скептического отношения к законам являются также частые законодательные эксперименты, что, несомненно, девальвирует статус закона. Люди убеждаются, что красивое закрепление прав и свобод в законах и гарантия их соблюдения — это фикция, и это тоже не дает повода для оптимизма».
«В этом, на мой взгляд, кроется одна из потенциальных угроз безопасности адвокатов. Законопослушный гражданин не станет препятствовать деятельности адвокатов, тем более угрожать их жизням. С учетом этих негативных тенденций Министерством юстиции как государственным органом, ответственным за проведение правовой политики государства, была инициирована разработка концепции правовой пропаганды. Поскольку без пропаганды правовых знаний нельзя обеспечить эффективное государственное управление и социальную дисциплину в обществе. В то же время жизнь показывает, что глубокие юридические познания не есть показатель правовой культуры».
«Министерство юстиции ответственно за проведение правовой политики государства, поэтому для нас задачей первостепенной важности является создание условий для развития страны в цивилизованном русле посредством принятия нормативно-правовых актов – ключевых инструментов в реализации государственной политики», — подчеркнула Мамбеталиева.
В конце своего выступления Мамбеталиева остановилась на законопроекте «Об адвокатуре КР и адвокатской деятельности», который был разработан Министерством юстиции. Замминистра добавила, что данный законопроект дважды выносился на публичное обсуждение в феврале и марте этого года.
«Вследствие произошедших событий, связанных с принятием новой Конституции, грядущих конституционных реформ, нам предстоит провести скрупулезную работу по выполнению новых требований, предъявляемых к законотворчеству, в том числе и проведение специализированных экспертиз», — сказала Жылдыз Мамбеталиева.
Затем слова взяла Гульниза Кожомова, председатель правления ОО «Союз адвокатов Кыргызской Республики». Она подробнее остановилась на нарушении норм права в ходе судебных процессов, а также затронула вопрос гарантий безопасности адвокатов.
«Новая Конституция предусмотрела новые правила по организации деятельности адвокатуры как самоуправляемого профессионального объединения, которое также определяет сам Закон “Об адвокатуре”. Но, к сожалению, этого закона нет. Как уже говорилось, были парламентские слушания, закон вот-вот должны были принять, но события, произошедшие в этом году, помешали этому. Я считаю, что необходимо снова взяться за эту работу — реформирование адвокатуры — и привести адвокатуру в соответствие с новой Конституцией. Но о чем сегодня можно говорить, если у нас нет структуры, нет единой организации?» — подчеркнула Гульниза Кожомова.
Гульниза Кожомова также сказала о том, что существуют статьи, защищающие адвокатов, но последние громкие процессы показали, что эти статьи не действуют.
«Отсутствие единой структуры не дает возможности расширенно рассмотреть вопросы безопасности адвокатов именно в таких случаях. Если рассмотреть даже новый законопроект, то там есть гарантии, неприкосновенность, но не затронут вопрос обеспечения безопасности», — добавила Кожомова.
Далее Гульниза Кожомова затронула вопросы адвокатской этики: «Не все адвокаты, которые участвовали в процессе по делу событий 7 апреля, являются членами профессионального объединения. Только 30 процентов адвокатов являются членами Союза или Коллегии. Остальные же абсолютно не знакомы с правилами этики. Есть правила, утвержденные Министерством юстиции с 2002 года, в которых все предусмотрено, в данном случае — взаимоотношения адвоката с судом».
Гульниза Кожомова привела примеры с процесса, когда адвокаты нарушали правила профессиональной этики. Она выделила пререкания с судьей, замечания адвоката судье, некорректные высказывания адвокатов о самом процессе, а также то, что адвокаты элементарно перебивали друг друга, и так далее.
«У нас нет единого этического кодекса адвокатов, у нас нет объединения, мы не можем обучать тех, кто влился в наши ряды. В адвокаты в основном идут бывшие следователи, бывшие прокуроры, бывшие судьи и другие. Они не имеют понятия о том, что такое этика. Нам нужна структура, закон, чтобы объединяться и уважать устав или те правила, которые мы сами будем устанавливать», — подчеркнула Кожомова.
В конце выступления Гульниза Кожомова затронула вопрос о том, что на сторону потерпевших тоже привлекались адвокаты, правительством было обещано, что их труд будет оплачиваться. А теперь вопрос об оплате решиться не может.
Шамарал Майчиев, независимый эксперт, член Наблюдательного совета ОТРК, в своем выступлении выделил гарантии, которые должны быть у адвокатского сообщества, — политические, экономические, конституционные, правовые.
«Правовая реформа идет однобоко, в основном об изменениях в законодательстве информируются суды, правоохранительные органы, прокуратура, а адвокатуру благодаря нескольким донором на протяжении 11-12 лет как-то держит Закон “Об адвокатуре”. Но проблема адвокатов больше, шире, чем этот закон, поэтому должна быть политическая воля, чтобы адвокатура могла быть равноправным партнером, равноправным участником в отношениях между государством и обществом. Адвокатура должна участвовать в политической жизни общества. Также необходимо убрать лицензирование адвокатской деятельности, речь должна идти только о присвоении статуса адвоката. Присвоение статуса должно осуществляться адвокатским сообществом», — сказал Шамарал Майчиев.
Майчиев отметил, что правовые гарантии должны быть заложены не только в Законе «Об адвокатуре», но и в других процессуальных документах. Должны быть представлены социальные гарантии, потому что адвокатура не структурирована в системе государственной власти.
Шамарал Майчиев подчеркнул, что адвокат нуждается в тех же вещах, что и остальные люди, может быть, даже в большей степени.
«Потому что процессы непрерывные, планирование их мало зависит от адвоката, оно зависит от остальных участников, поэтому необходимы такие льготы, как льготное кредитование, либо ипотечное кредитование, чтобы адвокат, выполняя важную социальную роль в жизни общества, мог иметь гарантированные государством льготы в этой области».
Эксперт также выделил вопросы гарантии безопасности адвокатов: «Самая большая проблема, что если у адвоката что-то случается, то он может сообщить по месту своей работы, а чтобы привлечь внимание НПО, внимание СМИ, — для этого нет механизмов и процедур».
«Кто должен обеспечивать безопасность адвокатов? В первую очередь, сам адвокат, к каждому адвокату невозможно приставить милиционера, во-вторых, безопасность должны обеспечивать работодатели, в-третьих, государство, через фонды, через определенные социальные мероприятия», — добавил Майчиев.
Гульнара Шейшекеева, руководитель ОФ «Центр права», рассказала о том, каких результатов добился фонд за три года работы. Она отметила, что если в 2008 году было проведено только 6 тренингов для адвокатов, то в 2010 году – уже 36. Но пока обучение поставлено на проектной основе. Фонд постарался охватить практически все области Кыргызстана.
«Был сделан стратегический план развития, основной акцент в котором был поставлен на вопрос устойчивости», — сказала Шейшекеева.
Шейшекеева презентовала сайт учебного центра адвокатов. Она также рассказала о том, что создана база данных адвокатов, база данных тренеров, эта база доступна на сайте центра.
Гульнара Шейшекеева добавила: «Еще одно достижение — то, что сейчас с Министерством юстиции прорабатывается вопрос меморандума по вопросам обучения адвокатов. Наши основные стратегические цели — это повышение профессионального уровня, практических навыков, подготовка адвокатов к качественной работе через обучение, создание команды квалифицированных преподавателей, тренеров», — заключила Гульнара Шейшекеева.