Засекречивание уголовного дела по Кемпир-Абаду незаконно

Присвоение грифа секретности уголовному делу №03-050-2022-000547 по Кемпир-Абаду незаконно

В соответствии с требованиями статей 8, 10, 33 Основного закона  Кыргызской Республики — Конституции в Кыргызской Республике могут создаваться общественные объединения для реализации и защиты прав, свобод и интересов человека и гражданина, и для осуществления этих целей каждому гарантируется доступ к информации, находящейся  в ведении государственных органов, органов  местного самоуправления и их должностных лиц. Порядок предоставления информации, а также перечень ограничиваемой в доступе и распространении информации устанавливаются законом.

Статьей 19 Конституции Кыргызской Республики предусмотрено, что государство должно заботится о благосостоянии народа и его социальной защите, обеспечивать поддержку социально незащищенных категорий граждан, охрану труда и здоровья, развивать систему социальных служб, медицинского обслуживания, обеспечивать гарантии государственных пенсий, пособий и иные гарантии социальной защиты.

Согласно требованиям статей 2, 8, 19, 21, 22 Всеобщей декларации прав человека, принятой Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года, каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами, провозглашенными настоящей Декларацией, и каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. При этом каждый человек имеет право получать информацию, принимать участие в управлении своей страной непосредственно, на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.

Международным пактом о гражданских и политических правах, принятого Резолюцией 2200 А (ХХI) Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1966 года, предусмотрено, что каждое участвующее в настоящем Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в настоящем Пакте, без какого бы то ни было различия, а также обязуется обеспечить равное право пользования всеми гражданскими и политическими правами.

При этом каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать всякого рода информацию.

В соответствии с требованиями статей 10, 11, 12 и 13 Закона о гарантиях запрашиваемые сведения не относятся к перечню информации, не подлежащей предоставлению. Если международным договором Кыргызской Республики установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются правила международного договора. Лица, виновные в нарушении права на информацию, несут ответственность в соответствии с законодательством.

В силу статьи 1 Закона Кыргызской Республики “О доступе к информации находящиеся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления Кыргызской Республики” от 28 декабря 2006 года № 213 (далее – Закон о доступе к информации), целью настоящего Закона о доступе к информации является обеспечение реализации и защиты права на доступ к информации, находящейся в ведении государственных органов и органов местного самоуправления, и достижение максимальной информационной открытости, гласности и прозрачности в деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 5 вышеуказанного Закона о доступе к информации содержит перечень оснований ограничения доступа к информации, в их числе ограничение доступа к информации о государственных секретах, определенных законом о защите государственных секретов, а также содержащей охраняемой законом тайну (коммерческую тайну, банковскую, нотариальную, врачебную, адвокатскую и другую, в их числе конфиденциональную). 

Согласно статьи 13 Закона Кыргызской Республики от 19 июля 2017 года № 127 «Об электронном управлении» конфиденциональной признается информация, доступ к которой ограничен в соответствии с Законом или решением обладателя информации. Законами Кыргызской Республики доступ к информации ограничивается только в целях защиты национальной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод физических лиц и юридических лиц. Вводимые ограничения должны быть соразмерны указанным целям.

Закон Кыргызской Республики «О защите государственных секретов Кыргызской Республики» от 15 декабря 2017 года №210 (15) (далее – Закон о защите секретов) регулирует правовые и организационные основы отнесения сведений к государственным секретам, системы их защиты, отношения, связанные с засекречиванием и рассекречиванием таких сведений, а также иной деятельности в сфере государственных секретов в интересах национальной безопасности. При этом в соответствии с требованиями части 2 статьи 3 этого Закона о защите секретов его действие, то есть Закона, не распространяется на сведения, относящиеся к негосударственным секретам.

Согласно требованиям статьи 11 Закона о защите секретов не подлежат засекречиванию сведения:

1) о стихийных бедствиях и чрезвычайных происшествиях, угрожающих безопасности и здоровью граждан;

2) о катастрофах и их последствиях;

3) о положении дел в экологии, использовании природных ресурсов, здравоохранении, санитарии, культуре, сельском хозяйстве, образовании, торговле и обеспечении правопорядка;

4) о фактах нарушения законности государственными органами, органами местного самоуправления и организациями, их должностными лицами;

5) о фактах, посягающих на права и законные интересы граждан, а также создающих угрозу их личной безопасности.

Кроме того, в соответствии с требованиями статьи 7 Закона о защите секретов отнесение сведений к государственным секретам осуществляется посредством определения сведений, которые подлежат защите в соответствии с Законом и другими нормативными правовыми актами Кыргызской Республики. При этом отнесение информации к государственным секретам осуществляется согласно Перечню главнейших сведений, составляющих государственные секреты, утверждаемому Правительством Кыргызской Республики, а также ведомственным перечням сведений, подлежащих засекречиванию, утверждаемым руководителями государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, наделенных полномочиями по отнесению сведений к государственным секретам.

Более того, в соответствии с Перечнем главнейших сведений, составляющих государственную тайну, утвержденного постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 июля 1995 года №267/9, уголовное дело №03-050-2022-000547 по возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ст. 36, ч.1 ст.278 Кыргызской Республики в отношении гражданских активистов, блогеров, политиков, выступавших за сохранение Кемпир-Абадского водохранилища, в данный перечень не входит.

Законом о доступе к информации установлено, что каждому гарантируется право доступа к информации, находящейся в ведении государственных органов, и основными принципами свободы доступа к информации являются общедоступность, объективность, своевременность, открытость и достоверность информации. Государство защищает право каждого на поиск, получение, исследование, производство, передачу и распространение информации. При этом деятельность государственных органов является открытой, прозрачной и гласной. Информация о деятельности государственных органов является общедоступной. Документы и материалы, содержащие сведения, доступ к которым должен быть ограничен в соответствии с законом, предоставляются в части, не содержащей таких сведений.

В соответствии с требованиями статьи 53 УПК Кыргызской Республик с момента участия в деле адвокат имеет право:

1) собирать и представлять материалы по уголовному делу, свидетельствующие в пользу подозреваемого, обвиняемого, осужденного, оправданного, потерпевшего, лично или с использованием частного детектива в соответствии с законом в досудебном производстве и в суде;

2) получать письменные заявления и объяснения свидетелей, эксперта, составлять частные протоколы осмотра;

3) обращаться к следственному судье с ходатайством о назначении экспертизы с приглашением эксперта в порядке, предусмотренном статьей 182 настоящего Кодекса, а также о производстве экспертизы на договорной основе за счет стороны, по инициативе которой привлекается эксперт;

4) знакомиться со всеми материалами уголовного дела по окончании досудебного производства и снимать с них копии;

5) заявлять ходатайства;

6) приносить жалобы на действия (бездействие) и решения следственного судьи, судьи, суда, прокурора, следователя и участвовать в их рассмотрении;

7) истребовать доказательства;

8) использовать любые другие средства и способы защиты, не запрещенные законом.

Таким образом, в результате засекречивания следственным органом  уголовного дела №03-050-2022-000547 все адвокаты и их подзащитные лишены права на реализацию и защиту прав, свобод и интересов человека и гражданина, предусмотренных как национальным, так и международным законодательством, участницей которых является Кыргызская Республика.

Адвокат Саданбеков Эркин Имангазиевич

Эркин Саданбеков

адвокат

Читайте также: