Миф о китайской угрозе мешает развитию туризма в Кыргызстане

Великая Китайская стена, 7 июня 2012 года.

На  страницах  изданий, посвященных туризму в  Кыргызстане,  обсуждается  много причин, мешающих развитию туризма.  Их очень много и, к сожалению,  нет никаких предпосылок к тому, что что-нибудь в ближайшее время изменится к лучшему. Мешают не только и не столько  объективные факторы: слабая инфраструктура, отсутствие  финансовых средств,  политическая нестабильность и другие. Непреодолимым препятствием, порой, становятся  наличие  сколько-нибудь  грамотной государственной стратегии развития туристической отрасли,  чиновничий произвол и коррупция,  дремучее и  невежественное отношение  к  потенциальным инвесторам. Одним словом  то, что называется – человеческий фактор.  Об одном из возможных  вариантов  преодоления  застоя  в туристической отрасли  и о том, кто и что мешают  развитию туризма в Кыргызстане, пойдет ниже речь в данной статье.

Небольшой экскурс в историю. В 701 году, на территории Тюркского каганата  в древнем городе Суяб (ныне городище Ак-Бешим, что  в 15 километрах от  города Токмак), в семье богатого китайского купца родился  мальчик, которому дали имя Ли Бо. Со временем его семья уехала их этих мест в центральные провинции Танской империи и он стал выдающимся китайским поэтом-лириком. Его  стихотворения  сызмальства  изучает каждый китайский ребенок. Лирикой Ли Бо пронизано сердце каждого ханьца. В Китае ее часто  сравнивают с  поэзией Пушкина. В КНР есть множество библиотек,  культурных центров, школ, вузов и фондов имени  Ли Бо. Но, по понятной причине,  ни в одном китайском городе нет дома-музея  поэта древности.

По роду своей деятельности мне систематически приходится оказывать юридические услуги китайским предпринимателям. В процессе частых бесед с руководителем  китайской Ассоциации «Хуа-Чо» и турфирмы «Бай Ма» — господином Бай Си, мне стало известно о том, что в Китае есть миллионы желающих посетить Кыргызстан, его исторические места, расположенные на древних тропах Великого Шелкового Пути.  При этом китайских туристов вовсе не интересует наш  никудышный сервис и отсутствие туалетов вдоль автотрасс. Их не интересует возможность «раствориться» или  остаться в Кыргызстане. Их  привлекает место рождения  гения  танской  эпохи —  поэта  Ли Бо,  посещение символа коммунизма — музея Ленина  в Бишкеке и, конечно же,  отдых на озере Иссык-Куль,  которое издревле у китайцев именовалось как  Жы-Хай – «Горячее море».

В этой связи, представители китайского турбизнеса намерены предложить Правительству Кыргызской Республики ходатайство о передаче  в долгосрочную аренду земельного участка  на территории планируемого историко-культурного центра «Суяб» на территории городища Ак-Бешим — под строительство дома-музея поэта Ли Бо. По завершении строительства дома-музея, китайские туроператоры готовы оснастить объект старинной утварью, живописными картинами, редкими книгами и другой экзотикой, так или иначе связанными с жизнью и творчеством поэта.

Они даже намерены профинансировать работы по переводу на кыргызский язык всемирно известные  произведения Ли Бо. После завершения строительства грандиозного комплекса, которое предполагается  закончить в кратчайшие сроки, ханьцы готовы круглогодично приезжать в Кыргызстан организованными туристическими группами на срок от 7 до 10 дней. И для этого от нашего государства не требуется никаких денежных затрат или еще каких-либо «заморочек». Нужно лишь решить три вопроса: цивилизованное отношение к инвесторам, земельный вопрос и визовый режим.

В целях реализации данного проекта, я попытался провести переговоры с директором Института истории и археологии Академии наук Кыргызстана. Однако седоволосый отечественный историк был категорически против этой идеи, назвав ее утопией, и мне порекомендовали быть чуть-чуть «патриотичнее», дабы пресечь «безумную» передачу китайской стороне в долгосрочную аренду земельного участка под строительство дома-музея Ли Бо. Он дал понять, что в целях сохранения кыргызской государственности, чиновники Института истории дадут отрицательное заключение относительно передачи иностранцам земельного участка под строительство дома-музея Ли Бо и будут всячески препятствовать китайцам в реализации данного крупномасштабного проекта во всех инстанциях.

Когда я об этом сообщил  китайцам, они с горечью в душе сказали: «У вас деньги под ногами валяются, а вы их не хотите подобрать. Ваше правительство только и может что кричать: дайте кредиты, дайте  гранты! Но ни один инвестор не захочет  вложить средства в кыргызскую экономику при такой коррупции и нежелании чиновников в улучшении инвестиционного климата своей Родины».

К сожалению,  у моих земляков, еще со времен далекой истории сложился стереотип — считать Китай заклятым врагом.  И хотя это не соответствует реалиям нынешнего дня, наши отдельные амбициозные народные избранники и избранницы только и могут с высоких трибун делать громогласно неосторожные заявления о некой китаизации земли кыргызской и надвигающейся китайской экспансии. Это вызывает справедливые недоумение и протесты Посольства КНР в Кыргызской Республике.

Почему-то, кыргызские госмужи и госледи не знают или не хотят знать о том, что еще за несколько веков до начала христианской эпохи, да и семь столетий после него, в пределах западного Тянь-Шаня хозяйничали ханьцы, называя его своим Западным краем. Когда еще наши далекие предки кочевали, облачившись в овечьи шкуры, ханьцы носили добротные шелковые платья. И после всего этого мы ставим Китай, с его одной из самых развитых экономик мира, в один ряд со странами риска и слабо развитой экономикой,  вводя нелепые месячные паспортные проверки и другие административные барьеры?

Давно хотел высказать свое мнение относительно упрощения визового режима для иностранных граждан и, прежде всего для иностранных туристов. С момента обретения суверенитета Кыргызстаном, по инициативе Кыргызской Ассоциации туроператоров, государство поэтапно разрешало данную проблему. Отмена визового режима с 28 государствами, введение механизма заочного оформления кыргызских виз были приняты международным туристическим сообществом весьма и весьма положительно.

Данные усилия государства по либерализации визового режима рассматривались как первый шаг к более масштабным изменениям в упрощении визового режима и решении многолетней проблемы отмены пограничных разрешений. Но, к сожалению, последние 2 года все усилия  бизнес-сообществ в сфере либерализации визового режима и упразднения пограничных разрешений наталкиваются на глухую стену непонимания  со стороны  ГКНБ и  МИД Кыргызстана.

Особенно на этом фоне выделяется проблема получения кыргызских виз китайскими туристами. Ныне существующая практика оформления виз предусматривает 2-недельную, а нередко и более длительную спецпроверку. Далее, в случае положительного решения спецпроверки, нужна еще минимум одна неделя для оформления визы консульским управлением МИДа. То есть, даже при самом благоприятном стечении обстоятельств, чего практически не бывает, для оформления кыргызских виз китайским туристам потребуется более 20 дней.

Понятно, что при таком режиме оформления виз вести речь о массовом туристическом потоке несерьезно. Необходимо изменить отношение к китайским туристам, отменить спецпроверки и ввести для них режим оформления кыргызских виз, аналогичный для туристов из стран с высокоразвитой экономикой.
Чтобы исключить спекуляции некоторых чиновников о том, что это не отвечает интересам национальной безопасности, у китайцев на этот счет уже давно есть готовый ответ.

Туры будут проходить организованно, строго по маршруту, а в случае утери хотя бы одного туриста китайские туроператоры готовы нести ответственность головой, при этом выплачивая крупные суммы штрафов. Контроль за группами китайских путешественников при необходимости может взять на себя и китайское посольство в Бишкеке. Считаю, что развитие массового туризма, а значит — и развитие экономики за счет китайских путешественников не только не подорвет национальную безопасность, а напротив, только укрепит экономический и политический суверенитет Кыргызстана.

Необходимо изменить отношение к китайцам со стороны кыргызов на бытовом уровне. Ввиду объективных причин, о чем было сказано выше, в сознании наших граждан укрепился образ китайцев как людей, главной целью которых якобы является любыми путями поселиться в Кыргызстане и со временем поработить  кыргызов. Поэтому их можно и нужно обманывать, «чморить» — термин  из лексикона  кыргызской молодежи. Такое дремучее мнение лишено каких-либо оснований. Китайцам неплохо живется в Китае и завоевывать другие земли они не намерены. О каких-либо компактных китайских диаспорах в Кыргызстане мне не известно, в отличие от крупной диаспоры этнических кыргызов в СУАРе.

Негативное же отношение со стороны кыргызов вызовет лишь ответную реакцию и, конечно же, не будет способствовать развитию дружеских отношений между Китаем и Кыргызстаном. Нашим политикам, чиновникам, деятелям культуры необходимо воспитывать в соотечественниках чувство уважения и терпимости к своим ближайшим соседям и, в первую очередь, к китайцам, которые сделали, делают и готовы сделать еще больший вклад в экономику Кыргызстана.

Резюмируя все вышесказанное, хотелось бы завершить следующим: в современном жестком и рациональном  мире нет места для демагогии и истерии, какими бы благими намерениями это не объяснялось. Нужно использовать любую возможность для интеграции в мировую экономику, в которой туризм играет не последнюю роль. У Кыргызстана не так много шансов стать одной из развитых стран. Нам еще раз, быть может, в последний, предоставляется возможность стать туристической Меккой. Как мы распорядимся этим  шансом, зависит от нас самих. Я верю в разум и мудрость моего народа!

Эркин САДАНБЕКОВ,

директор юридической компании «Бюро правовой поддержки».

Эркин Саданбеков

адвокат

Читайте также: