Обвели вокруг пальца бедного китайца
Выдворить человека из страны по поддельному постановлению суда? Легко!
Наезд и отъезд
Гражданин КНР Рехемутила Тохти женился на кыргызстанке Дильбаре Акбаровой в прошлом году. Работал на одном из столичных рынков — семье хватало, жена занималась детьми и хозяйством. Мужчина планировал остаться в Кыргызстане навсегда и даже подал документы для получения вида на жительство. Однако внезапно оказался втянут в водоворот необъяснимых, на первый взгляд, событий.
В октябре минувшего года он, как обычно, подал документы на продление визы для пребывания в нашей стране. Сначала этим делом занималось отделение паспортно–визового контроля Свердловского района, потом и Чуйский ОВИР. Комиссии, которые, как правило, в короткий срок рассматривают документы и дают добро или отказ, на сей раз почему–то затянули дело аж до марта. Заявителю даже не объяснили, почему волокита продолжалась столь долго. И в определенный момент иностранный гражданин стал в КР нелегалом.
Китайца и его жену стали постоянно вызывать в ГКНБ. Мужчина совсем не говорил по–русски, однако допрашивали его без переводчика. Спрашивали приезжего о некой экстремистской деятельности, подрывной работе, сепаратизме. Ответ “не понимаю” чекистов не устраивал, форма беседы раз от раза становилась все жестче. По словам Дильбары, от заявлений о нарушении прав иностранного гражданина люди в штатском просто отмахивались.
Параллельно начались звонки домой с требованием заплатить энную сумму в инвалюте, чтобы мужчину оставили в покое. Из телефонной трубки звучали даже угрозы. До поры до времени им не придавали большого значения: списывали на происки недоброжелателей. Возле дома, где жили супруги, стал дежурить подозрительный “бумер”. Рехемутила и Дильбара утешались тем, что, возможно, это случайное совпадение.
Однако 27 июня к китайцу подошли люди из той самой “БМВ”. Они предъявили постановление суда, в котором предписывалось выдворить Тохти за пределы республики. Основанием было якобы отсутствие разрешения на работу в Кыргызстане. Выгнали иностранца с молниеносной быстротой: у мужчины отняли сотовый телефон, поставили в паспорт штамп “Выдворение”, всучили в руки билет до Урумчи и отвезли в аэропорт, где заставили сесть в самолет. Кроме мобилы, у китайца отобрали 500 долларов и две тысячи сомов. Из лайнера перед вылетом Рехемутила все же умудрился позвонить жене и рассказать, что с ним произошло. И вот уже полтора месяца Дильбара мужа не видела.
Зри в корень!
Женщина осталась одна с двумя детьми на руках и без средств к существованию. Однако все же не потеряла способности трезво мыслить. Она наняла адвоката Эркина Саданбекова, вместе с которым начала разбираться в причинах происшедшего. Ведь обстоятельства выдворения китайца, равно как и предшествующие события, были более чем странными. А уж о суде, который приговорил депортировать Тохти, она и муж даже не слышали.
Первым делом была написана жалоба в Службу внутренней безопасности МВД. Тамошние специалисты взялись за расследование загадочного дела. Выяснилось, что травило мужчину 9–е Главное управление правоохранительного ведомства. Тут же был проведен обыск в кабинете его начальника Абдували Акжолова. При этом было найдено семь паспортов, принадлежащих китайским гражданам, и два — пакистанцам. Когда начали наводить справки и искать владельцев удостоверений, оказалось, Акжолов вроде бы вымогал у одного из них деньги за возвращение документа. Кроме этого, в сейфе борца с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом нашли крупную сумму денег и… разрешение на работу, выданное Рехемутиле Тохти. Как оно туда попало, еще предстоит разобраться компетентным органам.
Судья Свердловского райсуда, который якобы вынес решение о выдворении Тохти, заявил, что мужа Дильбары в глаза не видел. Злосчастное судебное решение было направлено в Государственный центр судебных экспертиз на проверку подлинности. Оказалось, что документ грубо подделан. А подпись судьи и печать с чего–то отсканированы и перенесены на липовую бумагу. То есть Рехемутила был выдворен безо всяких на то законных оснований!
Кроме того, Дильбара с адвокатом выяснили: китаец стал жертвой конкурентных разборок на рынке, где трудился. Попросту кому–то перешел дорогу. А вот кто подключил к “заказу” МВД и ГКНБ — сейчас выясняет следствие. Уголовное дело по факту незаконной депортации из КР иностранного гражданина было возбуждено в августе этого года.
По словам Саданбекова и Дильбары, они неоднократно направляли письма министру внутренних дел Молдомусе Конгантиеву и главе ГКНБ Мурату Суталинову с просьбой выслушать их. Бумаги остались без ответа. Равно как и обращения в администрацию президента и Генпрокуратуру. Следствие, по мнению женщины, намеренно затягивается. Единственным, кто согласился проконтролировать его ход, было Нацагентство по предупреждению коррупции.
Что будет завтра?
Абдували Акжолова не отстранили от должности. У адвоката и оставшейся одной несчастной жены есть все основания полагать: этот милиционер имеет возможность подключить свои связи и выйти сухим из воды. Между тем Рехемутилу уже треплют спецслужбы родной КНР. Тамошние силовики заявляют, что пока в КР к нему есть претензии, он будет находиться под неусыпным контролем спецслужб. Дело едва не дошло до ареста. Так, “на всякий случай”.
Дильбаре же сегодня постоянно названивают неизвестные, угрожая расправой, если она не отступится в попытках добиться правды. “Мне страшно не столько за себя, сколько за детей, — говорит женщина. — Они и вовсе ни в чем не виноваты. Мы и так остались без кормильца, теперь еще и сами пострадать можем!”.
Жена Тохти и адвокат ныне добиваются, чтобы позорный штамп “Выдворение” в паспорте китайца был аннулирован. Тогда мужчина вновь получит право вернуться в Кыргызстан и ждать своей очереди на получение гражданства. Однако кто может гарантировать, что преследования Тохти не возобновятся, а следующий поклеп не будет намного серьезнее?
— Сегодня ГКНБ и МВД молчат или сваливают вину друг на друга, — рассказал нам Эркин Саданбеков. — Я понимаю, что в нынешних условиях рынка широко применяются нечестные приемы конкурентной борьбы. Но чтобы в ней участвовали правоохранительные органы — это уже нонсенс. Да и подделка столь серьезного документа, как судебное постановление, всего лишь для выдворения неугодного кому–то гражданина — это тоже перебор. Виновные в этом лица должны ответить за произвол по всей строгости закона. Однако в том, что это случится, у нас пока есть серьезные сомнения.
Официально
В МВД нам объяснили, что на данной стадии расследования не могут дать комментариев действиям своего сотрудника. Однако на условиях конфиденциальности признали: действительно, в сейфе Акжолова были найдены паспорта иностранных граждан и две тысячи долларов. На сегодняшний день якобы установлено: китайцы и пакистанцы, которым принадлежат документы, не были официально зарегистрированы в КР. А валюту подозреваемый вроде бы занял незадолго до этого у друга или коллеги. Похоже, и Дильбаре с мужем, и общественности необходимо дождаться официальных итогов расследования.
Сотрудники ГКНБ оказались еще лаконичнее. В ответ на наши вопросы заявили: “Мы от комментариев воздерживаемся”. И вновь посоветовали дождаться официальных результатов расследования правоохранительных органов. Как правило, срок следствия составляет два месяца, но при необходимости может быть продлен. Ждать разлученной семье, похоже, осталось недолго.
Андрей ОРЕШКИН.
Фото Сергея МЕДВЕДЕВА.