Судья Жаныл Мамбеталы: Если я сяду – сядут все
Сегодня судья Свердловского районного суда Жаныл Мамбеталы вынесла приговор по делу о выводе средств из компании ЗАО «Альфа Телеком», обвиняемыми по которому проходили Раушан Рыкунова, её муж Владислав и сестра Айнура Сим.
Мы уже писали, что судье пришлось выдержать мощный натиск, обрушившийся на неё с самых разных сторон. Несмотря на то, что следователи Госкомитета национальной безопасности изначально сфальсифицировали это дело, они требовали от суда, чтобы приговор был обвинительный. В противном случае можно было бы заявить, что вся их работа является не более, чем имитацией бурной деятельности и выполнением вполне определенного заказа. Ведь, как не устаёт повторять президент Алмазбек Атамбаев, это при прежней власти у нас следователи «лепили» заказные дела. Нынче же они в момент переменились и стали такими честными, что впору полиграфу удивляться произошедшим метаморфозам. Но главе государства по-другому говорить и нельзя. Это же его следователи и вся репрессивная машина творят беспредельные дела, а ему хочешь не хочешь их надо прикрывать.
С другой стороны на Жаныл Мамбеталы давили и вышестоящие коллеги, требуя «закатать» Рыкунову, которая позволила громко заявлять о многотысячных долларовых взятках, осевших в карманах продажных судей. Цеховая солидарность не могла позволить судье не отреагировать на эти требования. Ведь работающая пока районным судьёй Жаныл Мамбеталы, ещё в прошлом году подавала документы на участие в конкурсе на занятие кресла судьи Верховного суда. В ближайшие дни Совет по отбору судей готовится объявить новый конкурс. Безусловно, преодолевшей полувековой рубеж, Жаныл хочется сесть в более высокое судейское кресло, но намек, что она вряд ли преодолеет конкурсное сито, если проигнорирует требование обиженных Рыкуновой судей, должно было возыметь действие.
В такой ситуации говорить о принципиальности судьи уже и не приходится. Подумаешь, одним незаконно осужденным больше, одним меньше – главное собственное благополучие. Вот и пришлось судье вслед за прокурором повторять придумки следователей, заявляя, что они нашли подтверждение в суде.
Фактически, что имелось в распоряжении суда – голословные заявления двух кассиров, что они передавали деньги Рыкуновой. Никаких документальных свидетельств этому нет! Мало того, имеются расходные ордера с заполненной графой суммы получения самими кассирами. При этом эксперты, выступавшие в суде, говорили о нарушении кассирами всех возможных правил. Но судья, видимо, глубоко поразмыслив, решила, что именно кассиры говорят правду, а обвиняемые лгут. Иначе, срок давать было бы просто не за что.
Самый главный аргумент, неоднократно озвученный судьёй, что кассиры не виноваты, прекращенное в отношении них уголовное дело. Также следователи не стали доводить до конца ранее начавшееся расследование в отношении генерального директора компании Андрея Силича, его заместителей, других ответственных работников сотового оператора. Аргумент, конечно, серьёзный, если учесть, что за развал того дела следователи получили с обвиняемых 200 тысяч долларов. Об этом тоже говорилось ещё в прошлом году. Но поскольку с коррупцией борются у нас те, кто в ней и купается, то результат предсказать было легко.
В очередной раз прозвучало, что Рыкунова склонила Силича к подписанию заведомо невыполнимых договоров. Гендиректор «МегаКома» безропотно вынужден был подчиниться и отдать Рыкуновой более 30 миллионов сомов, поскольку он её, якобы, сильно боялся. При этом допросов самого Силича или каких-либо заявлений с его стороны в деле нет. Эту «жуткую» историю придумали следователи, которые уже так поднаторели в сочинении «сказок», что могли бы заняться литературным творчеством. Правда, на том поприще взятки выжимать будет не с кого. Судья же вынуждена была всё это повторить, чтобы хоть как-то аргументировать обвинительный приговор. Ведь никто из подсудимых себя виновными не признал.
Отдельно можно было остановиться на эпизоде размещения рекламных материалов и рекламы «МегаКома» в одной из газет, издаваемых Рыкуновой. Газеты реально издавались, всё печаталось, но судья потребовала, чтобы деньги за эту работу были сотовому оператору возвращены. Почему? Да потому, что суд не стал глубоко вникать в детали рекламного бизнеса. Раз следователи написали, что деньги, выплаченные на размещение рекламы и пиар-материалов украдены, то так оно и есть. Приложенные газеты с публикациями, которых было отпечатано более 400 тысяч экземпляров, для суда оказались простой бумагой с буквами и картинками, и уточнять стоимость выполненной работы ни следствие, ни суд не стали. Как это расценить? Да как хотите! Судье нужно выполнять заказ, она и старалась на замечать очевидных вещей.
Вердикт оказался ожидаем. Раушан Рыкунову без конкретных доказательств, а только на основе чьих-то слов признали виновной в совершении мошенничества, лжепредпринимательстве и злоупотреблении полномочиями служащих коммерческих и иных организаций, а также в неуважении к суду и угрозе расправой судье Первомайского районного суда. Ей назначили наказание в виде лишения свободы на срок семь лет с конфискацией имущества и отбыванием в колонии для осужденных женщин. Ее супруг Владислав Рыкунов признан виновным в соучастии в мошенничестве, лжепредпринимательстве и злоупотреблении полномочиями служащих коммерческих и иных организаций и приговорен к шести годам условно с испытательным сроком в три года. Такой же приговор вынесен Айнуре Сим. Суд обязал их вернуть «МегаКому» более 30 миллионов сомов, хотя международный аудит утверждал, что в период, о котором идет речь, деньги компании не разворовывались и никаких потерь нет.
По статье «Подделка документов», по которой и был арестован почти год назад Владислав Рыкунов, все трое подсудимых оправданы. Хоть тут судья проявила, казалось бы, напрочь отсутствующую у неё принципиальность. Ведь все знают, что главной виной Рыкунова была организация митингов против бывшего шефа ГКНБ Кенешбека Душебаева. Теперь Душебаева нет (говорят, что он уехал в Москву), а «обижавшие» его люди всё ещё за решеткой.
И в конце небольшая ремарка. Во время длительного оглашения приговора, кто-то из находившихся в зале зрителей, сел на скамейку. Увидев это, Жаныл Мамбеталы, прервала чтение и громко потребовала от всех присутствующих стоя слушать её вердикт. Народ воспринял это молча, но тут всех порадовала фраза, вылетевшая из уст служителя Фемиды в коротенький момент потери контроля: «Если я сяду – сядут все». Все поняли о чем идет речь, но решили, что прозвучала оговорка по Фрейду. Судья сказала то, о чем она, наверное, думает постоянно. Ведь не исключено, что и нынешняя власть когда-нибудь сменится и новым правителям страны захочется посмотреть, сколь честны наши судьи, требующие к себе уважения. Но как можно уважать их решения, если принимаются они не по закону, а лишь кому-то в угоду, если судья всегда «висит» у кого-то на крючке и, благодаря этому, ею можно легко манипулировать.
-
13.06.2012