ОРГАНЫ ОТБИВАЮТ ОРГАНЫ
https://www.mk.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=4133%3A2011-11-22-06-44-41&catid=7%3A-&Itemid=34
НАША МИЛИЦИЯ НЕ МОЖЕТ ЗАЩИТИТЬ ДАЖЕ САМУ СЕБЯ. Убийства сотрудников правоохранительных органов не раскрываются. Вместо поиска преступников стражи порядка просто выколачивают признания у первых попавшихся граждан — так быстрее и легче провести любое расследование.
В апреле 2005 года, когда в стране царили хаос и безвластие, кто-то решил свести счеты с полковником милиции Ураном Алиевым, начальником ГУБОП по южному региону. Неизвестный несколько раз выстрелил в него из пистолета возле дома, где жил полковник, — Алиев был убит, его водитель ранен…
В сентябре этого года, то есть спустя шесть с половиной лет, по подозрению в совершении данного преступления был задержан 37-летний предприниматель Азизбек Качыбеков. Милиционеры говорят, что на него как на заказчика убийства указал некто Бакыт Сыдыков, отбывающий наказание за совершение другого преступления. При этом по уголовному делу об убийстве полковника Алиева сам Сыдыков проходит в качестве исполнителя: он дал признательные показания и назвал своего подельника.
Но у адвокатов задержанного Качыбекова есть другая версия происходящего. По их словам, признательные показания из Сыдыкова выбили, и Качыбеков не имеет к этому делу никакого отношения — его просто «назначили» преступником, возможно, для того чтобы наконец закрыть хоть одного «глухаря». О том, что «убийца» и «заказчик» признались в преступлении под пытками, говорит и отец бизнесмена Осмонбек Качыбеков: «Во время задержания и во время следствия сотрудники милиции пытали моего сына, избивали, надевали ему на голову полиэтиленовый пакет, душили, вырывали плоскогубцами ногти на ногах… Я сам видел синяки на его теле, когда передавал ему одежду в здании УБОП в Оше».
Адвокаты в качестве доказательства предъявляют фотографии, где зафиксированы следы побоев на теле задержанного. Но в заключении судмедэксперта об этих следах нет почти ни слова. Осмонбек Качыбеков и защитники его сына имеют по данному поводу однозначное мнение: врач Ошской областной судебно-медицинской экспертизы писал заключение под давлением сотрудников милиции. В прокуратуру было подано заявление об отводе следователей и передаче дела в ГКНБ, но прокурор вынес постановление об отказе.
По словам адвоката Бектурсуна Калманова, никаких доказательств совершения преступления его подзащитным нет. Есть только признание, выбитое у Качыбекова блюстителями порядка, которые вели следствие. В жалобе, направленной в Генеральную прокуратуру, отец Качыбекова пишет: «Во время очной ставки с сыном адвокат не присутствовал, так как меня заставили написать отказ…» Далее он утверждает, что после заседания соответствующего комитета Жогорку Кенеша, где по ходатайству адвокатов рассматривалась их жалоба на следствие, адвокату Эркину Саданбекову поступили угрозы со стороны сотрудников правоохранительных органов.
Кроме того, милиционеры угрожали свидетелю, который заявил, что Качыбекова избивали, чтобы получить признание в убийстве (это некто Утуров, сидевший с обвиняемым в одной камере Алайского РОВД). «Как сообщил свидетель, моего подзащитного по ночам выводили из камеры и пытали», — говорит адвокат.
Сейчас Генпрокуратура решает вопрос о передаче данного уголовного дела в ГКНБ, как и просили адвокаты задержанного. В связи с этим остаются открытыми два вопроса. Во-первых, каков уровень дружеских взаимоотношений между ГП и ошской милицей? Во-вторых, насколько следователи комитета нацбезопасности честнее следователей органов внутренних дел?
Сергей КРИВОШАПОВ.