Если международная организация по усыновлению кыргызстанских детей будет думать о прибыли, то лишитс

https://www.9111.ru/urists/info/sadanbekov/viewarticle/48290/

Гульнара Дербишева: Если международная организация по усыновлению кыргызстанских детей будет думать о прибыли, то лишится аккредитации

20/10/11 09:32, Бишкек – ИА «24.kg», Анастасия БЕНГАРД

С середины октября в Кыргызстане началась аккредитация иностранных агентств, которые работают с детьми, подлежащими международному усыновлению. Через них до объявления моратория в 2009 году новые семьи обрели 216 мальчишек и девчонок. О том, как происходит процесс аккредитации и по каким критериям отбирают организации, в интервью ИА «24.kg» рассказала заместитель министра социальной защиты населения Гульнара Дербишева.

— Для начала сразу оговорюсь, что вся процедура передачи детей на международное усыновление должна быть далека от коммерческой деятельности. Все мы в первую очередь должны думать об интересах ребят. До введения моратория в республике функционировало 11 агентств, за время запрета появилось еще несколько. С 10 октября специальная комиссия, в состав которой включены представители министерств здравоохранения, образования и науки, Госкомитета национальной безопасности, Генпрокуратуры, а также по два представителя от неправительственных организаций, занимающихся проблемами детей с правом совещательного голоса, начала принимать первые документы от иностранных фирм. Мы взяли курс на ужесточение контроля над всей процедурой усыновления, и перед агентствами поставлен ряд четких требований.

От одной страны КР может аккредитовать только три организации. Между тем претендентов намного больше, что порождает конкуренцию. Мы будем выбирать наиболее достойных. Агентство должно иметь безупречную репутацию, никаких судимостей у его членов. Кроме того, фирма обязательно должна иметь зарегистрированное в республике представительство. Еще одно требование: одна организация может готовить документы 30 детей, не более. Делается это в целях исключения монополии. Для всех предоставляются одинаковые стартовые возможности.

— На какой срок предоставляется аккредитация и когда завершится процесс?

— За два месяца мы должны закончить эту работу и выдать фирмам аттестат об аккредитации к 20 декабря. Аккредитация предоставляется агентствам на три года, а через этот срок она либо продлевается, либо нет.

— Кто отслеживает судьбу ребенка после его усыновления?

— Раньше мониторингом и отслеживанием обратной связи (как живет ребенок, чем дышит) занимались представители наших консульств. В тех странах, где их не было, о судьбе маленьких кыргызстанцев никто ничего не знал. Это и послужило причиной многих скандальных, резонансных заявлений. Теперь процессом усыновления, отправки ребенка и отслеживанием его дальнейшей жизни будет заниматься аккредитованная организация совместно с кыргызскими консульствами и представительствами. Как только ребенок выехал за пределы республики, его должны зарегистрировать в нашем консульстве в течение трех дней. В первые 3, а также 7 и 11 месяцев он должен пройти медосмотр, результаты которого, заверенные нотариально, уполномоченные органы присылают нам. Если станет известно, что ребенку угрожает опасность или семья не надлежащим образом занимается его воспитанием, то мы инициируем процесс его возврата на историческую родину. Но сначала аккредитованное в КР агентство совместно с уполномоченными представителями может в течение трех месяцев найти ему новых родителей. На это время он помещается в приемную (фостерную) семью, и если через 7 месяцев усыновители так и не находятся, он возвращается в Кыргызстан.

— Сколько организаций уже подали заявки?

— На сегодня мы приняли документы только из США и Испании. Еще несколько агентств из европейских стран выразили устное намерение подать заявку. Это Дания и Швейцария.

— Сколько всего маленьких кыргызстанцев проживает за рубежом с иностранными родителями?

— С 2005 по 2008 год на международное усыновление передали 216 детей. В основном они выехали в 8 стран мира. Большая часть из них обрела новых родителей в США, 30 процентов — в Швейцарии, Швеции и Германии, еще двое ребят находятся в ЮАР.

— Там представительства КР нет…

— К сожалению, нет. Однако обратная связь с ними установлена через Министерство иностранных дел.

— А как дела обстоят с национальным усыновлением?

— Предпочтение, разумеется, мы отдаем национальным усыновителям. Тенденция усыновления ими чужих детей в последние годы растет. Новые семьи ежегодно обретают около 76-78 малышей.

— Наверняка это только здоровые дети…

— К сожалению, в КР потенциальные мамы и папы открыто заявляют о том, что готовы усыновить только здоровых ребят. В настоящее время в государственном банке данных находятся документы 317 мальчиков и девочек, оставшихся без попечительства родителей. Львиную долю из них составляют дети с особыми нуждами. Потенциальных родителей на родине на них нет. Но есть иностранцы. На меня сыплется большой град критики за то, что мы, мол, с легкостью соглашаемся на международное усыновление. Но мы вынуждены идти на этот крайний шаг, действуя исключительно в интересах детей. И согласие на усыновление дается лишь той потенциальной семье, которая готова оплатить все медицинские расходы по лечению наших деток.

— Что сейчас с 65 «американскими» детьми, которые остались в подвешенном состоянии после объявления моратория?

— Четверых из них уже усыновили граждане Кыргызстана. По 16 детям есть спорные моменты, поскольку еще не решены вопросы с биологическими родителями. От них нет пока бумаг о согласии отдать ребят на воспитание иностранным гражданам, как и документов о лишении их родительских прав либо о признании судом их недееспособными либо пропавшими без вести.

— Как отреагировали на это граждане США? Наверняка они до последнего надеялись увидеться с малышами?

— Они же еще пока не родители. Но перед фактом их поставили.

— Многие до сих пор помнят, насколько безответственно американка Торри Хансен вернула приемного сына Артема Савельева на родину — в Россию. Случалось ли подобное с кыргызстанскими детьми?

— Ни одного известного случая возврата за эти годы не было. Возможно, просто никто не мог отследить подобные случаи, ведь процедура международного усыновления ранее была разбросана по нескольким министерствам и ведомствам. И очень хорошо, что в свое время был введен мораторий. Мы смогли систематизировать процесс, упорядочить нормативную базу, у нас появилось единое видение. Этот процесс будет поставлен еще на ступень выше после присоединения к Гаагской конвенции.

— Гражданские активисты уже мозоль на языке натерли, говоря о необходимости этого.

— Да, и идея уже поддержана в трех парламентских комитетах. Мы надеемся, что все депутаты одобрят ее.

— Насколько высока вероятность коррупции в процессе аккредитации агентств, работающих в сфере усыновления?

— Любая система аккредитации имеет риски возникновения коррупционных механизмов. Поэтому немаловажно, что в состав комиссии входят представители Генпрокуратуры и Госкомитета нацбезопасности. Будем стремиться к прозрачности. Но еще раз особо подчеркну: если какая-либо посредническая организация будет уличена в том, что работает с целью извлечения прибыли, она незамедлительно лишится аккредитации.

P.S. Остается только надеяться, что к концу декабря аккредитованные агентства займутся поиском новых пап и мам нашим детишкам. Не стоит забывать, что каждый день промедления губительно сказывается на физическом и умственном состоянии ребят и может привести к непоправимым последствиям.

URL: https://www.24.kg/community/112032-gulnara-derbisheva-esli-mezhdunarodnaya.html

Эркин Саданбеков

адвокат

Читайте также: