Сколько могут получить пострадавшие от падения самолета? Отвечает юрист Асель Рысбаева

Диля Юсупова

 

Больше месяца прошло с момента авиакатастрофы в дачном поселке Дача-СУ. В результате авиатрагедии 26 домов разрушено (из них 19 полностью и 7 частично), 39 человек погибло, включая четырех членов экипажа. 22 января мужчина, получивший 45% ожогов тела, скончался в больнице. Десятки семей остались без своих домов, и сейчас они проживают в гостинице «Семетей» и на частных квартирах, которые оплачивает государство.

Правительство, президент и другие ветви власти заявляли о выплатах компенсаций семьям погибших и пострадавшим в тот страшный день. Но кроме Кыргызстана выплаты должна сделать и турецкая сторона, потому что борт принадлежал турецкой фирме.

С точки зрения права в случае подобной аварии на авиакомпании лежит внедоговорная, или деликтная, ответственность. То есть ответственность перед третьими лицами, которыми и являются погибшие и пострадавшие кыргызстанцы.

Турецкая юридическая компания «Сейхан» готова защитить права кыргызстанцев в местных и международных судебных инстанциях, в которых будет рассматриваться дело об авиакатастрофе.

Zanoza.kg решила узнать у юристов, какова может быть сумма компенсации и что необходимо сделать, чтобы получить ее. На вопросы ответила юрист Бюро правовой поддержки Асель Рысбаева.

— Почему было принято решение заняться юридической помощью для пострадавших в авиатрагедии 16 января?

— Это страшное событие не только для всего Кыргызстана, но и для остального мира. Буквально через два дня с нами связались представители турецкой компании «Сейхан» и предложили кыргызстанцам свои услуги по поводу исков. Мы получили право представлять их интересы на территории Кыргызстана. У них уже был опыт в таких делах. Наши граждане могут подать иск на турецкую грузовую компанию, которой принадлежал самолет. Мы ездили непосредственно в поселок, чтобы рассказать о такой возможности, но, к сожалению, на тот момент ни пострадавших, ни семей погибших в поселке не было, потому что они были размещены в больницах и гостинице «Семетей». Там тоже не получилось встретиться. Позже нам удалось пообщаться с семьями погибших.

— Они заинтересовались компенсациями от турецкой стороны?

— Да, им было интересно узнать о своих правах. Остальное дело за ними, и они должны были написать доверенности. Но до этого не дошло, поскольку произошла непонятная ситуация — между самими пострадавшими возникли разногласия. Некоторые решили, что вполне достаточно помощи правительства, которая была обещана ранее.

— Страховая компания, которая отвечала за упавший борт, предварительно озвучила размер страховки от всех перестраховщиков в $38 млн. На какую часть этой суммы могут рассчитывать пострадавшие кыргызстанцы?

— Мы обсуждали вопросы выплаты страховых денег в досудебном порядке. Но есть опасения, что выплаты могут составить меньший объем, чем могли бы быть. Поэтому необходимо все же внести иск, потому что имущество может быть переписано и компания может оказаться беднее.

— По какому принципу формируется сумма компенсации?

— Сумму ущерба определяет пострадавшая сторона, сумму компенсации морального вреда — суд. В практике материальный ущерб за одного погибшего может составить $ 100 тыс. Мы хотели бы, чтобы наши граждане смогли воспользоваться этой возможностью и получить такую выплату. Это обычная компенсация при таких случаях во всем мире. Но в 2008 году кыргызстанцы при падении самолета получили лишь по $20 тыс. Назвать точные суммы на данном этапе довольно сложно, так как размер компенсации рассчитывается судом индивидуально, исходя из многих факторов (степень тяжести увечий, возраст погибшего или раненого, социально-экономическое положение, трудоустроенность и многие другие).

— А турецкие адвокаты как расценивают шансы? Ведь погибших и пострадавших немало, и суммы выплат немаленькие.

— Можно с уверенностью заявить, что компенсации, присуждаемые пострадавшим в Турции, будь то иностранец или турецкий гражданин, являются весьма значительными. В 2008 году КР судилась с авиакомпанией. Эти выплаты авиакомпания произвела в добровольном порядке. Сейчас мы хотим проинформировать наших граждан, что есть возможность взыскать компенсацию в судебном порядке. Турецкие коллеги заявили, что все это возможно реализовать. Пока мы не можем сказать, что официально кого-то представляем, мы только информируем.

— А что сама авиакомпания? Она готова к таким выплатам?

— Естественно, турецкую авиакомпанию устроили бы досудебные добровольные выплаты, но они могут быть маленькими. Многие посчитают, что лучше согласиться, чтобы не лезть в политику двух стран. Но это не политика, потому что в первую очередь это защита наших граждан.

— Почему правительство не рекомендует пострадавшим обращаться в судебные органы за компенсацией?

— Мы рассылали информацию во все ведомства, но они не говорят о таких рекомендациях, это личное дело каждого пострадавшего. Но турецкая сторона может скрыть свои активы, и в этой ситуации может хорошо повлиять государство, которое призвано защищать интересы граждан. Чтобы этого не случилось, юристам необходимо подать иск, тогда компания не сможет объявить себя банкротом.

— А у вас и у турецкой юридической фирмы какой интерес во всей этой печальной истории?

— Нам интересен этот кейс с точки зрения юридической практики, мы будем заключать индивидуальные контракты на представление их в суде. Мы получим процент с компенсации, а в случае проигрыша нам не надо будет платить никакого гонорара и судебные издержки. В практике компании берут 20 %. Может быть больше или меньше, все зависит от суммы взысканной компенсации. Все расходы берет на себя турецкая юридическая компания.

— А сколько может длиться судебная тяжба по данному вопросу?

— Рассчитываем уложиться в один, максимум два года. Все зависит от того, как будет происходить процесс в Турции.


Напомним, 16 января в 7.17 в Кыргызстане произошла авиакатастрофа. Грузовой самолет Boeing-747-400F авиакомпании ACT Airlines (MyCargo), зафрахтованный компанией Turkish Airlines, совершал рейс из Гонконга в Стамбул. Лайнер должен был совершить посадку в аэропорту Бишкека в 7.20, однако при заходе на посадку в 7.17 по местному времени потерпел крушение.

Самолет упал в районе дачного поселка Дача-СУ. В результате авиатрагедии 26 домов разрушено (из них 19 полностью разрушены и 7 разрушены частично), 39 человек погибло, включая четырех членов экипажа. Найдены оба черных ящика, их отправили в Москву для расшифровки. По информации главы аэропорта «Манас» Эмира Чукуева, у борта не было прав на выгрузку груза. Правительство пока не рассматривает вопрос о сносе поселка Дача-СУ после трагедии. Межгосударственный авиационный комитет уже расшифровывает информацию о крушении с самописцев Boeing-747. Специалисты обрабатывают внутрикабинные переговоры экипажа, качество записи хорошее.

URL: https://zanoza.kg/352848

Эркин Саданбеков

адвокат

Читайте также: