Кем были куплены акции ГАО «Кристалл»?

Юридическая компания «Шервуд и МакКензи»: Депутаты просто-напросто саботируют исполнение судебных актов и вмешиваются в исполнительное производство

Директор казахстанско-американской юридической компании «Шервуд и МакКензи» Алла Рыжкова ответила на вопросы Информационного агентства АКИpress по судебным делам в отношении активов ГАО «Кристалл», которые были недавно проданы на торгах по решению судебных органов Кыргызстана и вызвавшие большой резонанс в парламенте страны.

— Алла Дмитриевна, расскажите, в каком году и в связи с чем «Шервуд и МакКензи» участвует в деле по ГАО «Кристалл»?

— Мы этим делом занимаемся с 1996 года, сначала в качестве представителей взыскателя «Элимай фармация», а затем как собственники долга, по которому «Элимай фармация» сделало уступку права требования долга в нашу пользу. Ответчиком были Министерство промышленности и торговли и фирма «Апекс». Было вынесено решение Алматинским городским судом по поводу данного долга и на 1,7 млн.долларов должником было признано Министерство промышленности и торговли и на вторую половину 1,7 млн.долларов — фирма «Апекс», за которую Правительство поручилось в полном объеме: за поставленные лекарства, которые по решению Правительства КР были переданы узбекской стороне по межправительственному соглашению в счет взаиморасчетов за уплату газа.

Причем есть специальное заседание кабинета министров Кыргызстана, которое постановило взять эти лекарства в зачет и в дальнейшем рассчитаться за фирму «Апекс» с ТО «Элимай фармация». Однако этот расчет не состоялся. Что касается структуры долга, особенностей долга, основания возникновения долга, то эти юридические обстоятельства компания знает с самого начала и считает, что они правомерны от начала до конца. В настоящее время только половина данного долга предъявлена Правительству Кыргызстана в лице Министерства энергетики, промышленности, индустрии и торговли. Вторая половина, что касается фирмы «Апекс», еще не взыскана, потому что фирма «Апекс» обанкротилась. По сведениям, предоставленным нам Министерством внутренних дел Кыргызстана, руководители сбежали и по настоящее время находятся в розыске.

Вторая половина долга, за которую также поручалось Правительство Кыргызстана и в результате поручителем выступило Министерство промышленности и торговли КР, еще не предъявлялась к взысканию. Сейчас, устав от многочисленных препятствий, которые нам оказывают на территории Кыргызстана о взыскании этого долга, нам необходимо предъявить и вторую половину долга, перестав разыскивать руководителей фирмы «Апекс», чтобы привлечь к уголовной ответственности за мошенничество. Эта часть долга, также равная 1,7 млн.долларов, это начало взыскания, то есть 1996 год, без процентов, ставок рефинансирования. Министерство промышленности и торговли не принимают никаких мер, оказывают всяческие препятствия в исполнение долга и тем самым создают новые и новые обязательства для самого государства, потому что, если бы по обязательству, возникшему из решения суда, были сразу исполнены надлежащие действия, то в настоящее время вопрос был бы закрыт, снят. Не были бы предъявлены ко взысканию наросшие проценты (неустойка, ставка рефинансирования Национального банка) и, таким образом, государство не несло бы дополнительных убытков. В настоящее время сумма этого долга увеличилась в два раза, и продолжает увеличиваться. И мы собираемся принять соответствующее решение суда и увеличить стоимость приказа.

Такое сопротивление, которое оказывается со стороны именно государственного аппарата, не судебной власти Кыргызстана, которые ведут себя корректно в отношении судебного акта, изданного на территории соседнего дружественного государства, просто саботирует решение суда как казахстанского, так и кыргызского. Судебные власти соблюдают принятые кыргызской стороной обязательства по международному договору о взаимной помощи и поддержке инвестиций и взаимной правовой помощи. А вот само Правительство в числе его компетентных органов и министерств, в частности министерства-ответчика, получается игнорирует решение суда как казахстанского, так и кыргызского.

Известно, что есть решение Верховного суда Кыргызстана, подтвердившего данный долг, и это решение зафиксировано в результативной части, что оно является окончательным и обжалованию и опротестованию не подлежит. В данном случае не исполняется судебный акт своего государства, то есть высшей судебной власти — Верховного суда Кыргызстана, разрешившего исполнение Алматинского суда в Кыргызской Республике согласно Кишиневской и Минской ковенции и международных договоров, подписанных Президентом КР и ратифицированных парламентом КР. В данном случае государственные органы, будь то Правительство или Парламент, который вмешивается в судебное производство, в общем не соблюдают Конституцию Кыргызстана.

Потому что все равны перед законом и судом, в том числе любая ветвь власти, как исполнительная, так и законодательная.

— Депутаты кыргызского парламента настаивают на том, чтобы блокировать решение торгов, которые прошли в понедельник. Как вы думаете, каковы перспективы этого дела, если они вынесут решение не регистрировать эти акции в Госфиннадзоре, в других государственных органах? Каковы будут действия «Шервуд и МакКензи»?

— В данном случае действия парламента являются неправомерными, потому, что блокировать исполнение судебного акта можно только в предусмотренном законом порядке через суд, через судебный акт, через судебное решение. Какой бы документ не издал парламент — обращение, письмо, постановление, оно будет находиться в противоречии с решением Верховного суда Кыргызстана, а также межрайонного экономического суда города Бишкек. Это означает, что депутаты просто-напросто саботируют исполнение судебных актов и вмешиваются в исполнительное производство. Согласно законодательства об исполнительном производстве такое вмешательство недопустимо и в данном случае, я считаю, эти действия неконституционны. Мы не можем оказывать влияние на мнение или политические, экономические убеждения парламента, но мы можем однозначно заявить, что в данном случае это не правовое поведение, оно находится вне рамок правового поля, поскольку оно противоречит и Конституции, и самим судебным актам Кыргызстана, а также международным договорам, потому что Кыргызстан заключил ряд международных договоров и обязан исполнять судебные акты, которые вступили в законную силу на территории другого государства.

«Шервуд и МакКензи» будет занимать законную позицию, мы будем действовать только прозрачно, только через судебные акты, только через судебного исполнителя, как и поступали ранее. Я бы хотела отметить, что ранее было возбуждено уголовное дело по факту подделок, которые состоялись в клиринг-центре Министерства внешней торговли и промышленности КР. Генеральная прокуратура отвечала мне 23 мая 2003 года на запрос. Письмо было следующего содержания: прокуратурой города Бишкек рассмотрено ваше заявление о принятии мер по фактам подделки оттиска печати и подписей должностных лиц ГО «Элимай фармация» и использование их при хищении из клиринг — центра Министерства внешней торговли и промышленности КР, а также по вопросу снятия наложенного судом ареста на денежные средства вышеуказанного министерств. В обеспечение решения суда о взыскании денежной суммы, изложенные в вашем заявлении доводы подтвердились, по результатам проверки от 23 мая 2003 года нами возбуждено уголовное дело № 151-03-27 по ст. 166 части 3, пункту 2, ст. 350 части 1 пункту 3 Уголовного Кодекса КР по фактам подделки и использования документов, а также хищения из клиринг-центра Министерства промышленности и торговли. Поэтому я считаю, что сначала Министерство промышленности и торговли должно разобраться со своими проблемами и хищениями, которые там существуют, а потом только предъявлять претензии по поводу незаконности данного взыскания. Хотелось бы отметить, что на заседании суда, как арбитражного суда ранее, так и суда по последнему решению, состоявшемуся в 2004 году, присутствовали представители самого Министерства-ответчика, Министерства финансов КР, Казначейства КР, то есть все компетентные органы данного министерства на заседании суда были представлены. И они признали, что такой долг существует, они не соглашались только с суммой взыскания. Кроме того, они никогда не обжаловали вступившее в законную силу решение суда. Кроме того, они никогда не обращались с какими-либо вопросами и разъяснением решения в Алмаатинский городской суд, просто уклоняясь от исполнения данного судебного решения, все время волокитя его, обещая исполнить в полном объеме, и не исполняя.

Что касается каких-то актов сверки, что прозвучали на заседаниях парламента, или каких-либо документов в рамках данного взыскания, то все эти сведения неправомерны и не соответствуют действительности. Никаких актов сверок в ходе исполнительного производства мы не могли подписывать и не подписывали. Если бы мы их подписывали, они бы имелись в судебном досье в межрайонном экономическом суде города Бишкека у судоисполнителя, потому что общеизвестно, что исполнительное судопроизводство осуществляется только через судебного исполнителя. И подписывать какой-то акт по взысканию имущества или выдачи имущества по поставке товаров народного потребления в счет долга можно было только в рамках исполнительного производства, то есть с участием судоисполнителя и при его оценке такого имущества, якобы поступившего в счет долга. Поэтому — это просто нонсенс. Во-первых, это утверждение не подтверждено никакими доказательствами, является голословным и не соответствует действительности. Во-вторых, это в принципе невозможно, так как могло быть только с участием судебного исполнителя, и только через суд подписываются такие акты. На акте должна стоять подпись взыскателя, подпись ответчика и обязательно должна стоять подпись судоисполнителя, и должен присутствовать акт оценки. Кстати, по произведенному судоисполнителем акту оценки, перед тем как состоялись последние торги, установлено, что завод ГАО «Кристалл», реализованный на торгах имеет очень солидную задолженность и в бюджет Кыргызстана, и перед третьими лицами.

То есть, приобретя акции этих заводов, получается, что новый собственник взвалил на себя груз ответственности за Правительство Кыргызстана перед третьими лицами и, в том числе, перед государством и перед народом Кыргызстана. Потому что задолженность в бюджет по социальным выплатам в бюджет составляет не менее 64 млн.сомов, задолженность перед банком ЦАБСИР (Центральноазиатский банк сотрудничества и развития) составляет свыше 1 млн долларов, задолженность различным организациям и за электроэнергию составляет около 64 млн сомов, задолженность по займам PESAC составляет около 6 млн долларов. Самое интересное, что сумма основного долга, которая раньше исчислялись в чуть выше десятка миллионов сомов, то из-за Правительства, которое не хочет принимать меры и таким образом не пускает инвесторов на данный завод и препятствует исполнению судебного акта, задолженность выросла в колоссальных размерах и сейчас измеряется уже в миллионах долларов. Таким образом, тот инвестор, который купил акции, не только будет выплачивать акции взыскателю, но и, самое главное, будет гасить кредиторскую задолженность предприятия.

— Кем были куплены акции ГАО «Кристалл»?

— Победила компания «ЭстерХолдинг Корпорейшн», она была представлена в лице брокера фирмы «Квантум» и зарегистрирована в городе Белизе, в Кыргызстане имеется представительство, и они работают с правом юридического лица, потому что в данном случае через акции производства они приобретают недвижимость. Как известно, производственные комплексы, относятся к понятию недвижимости. Приобретение недвижимости влечет за собой регистрацию данной компании как резидента Кыргызстана, это означает, что данный резидент будет полностью подконтролен, и в частности, его действия будут полностью подконтрольны Правительству КР, как в части налогов, инвестиций, так и в части гашения долгов завода.

Мне непонятно почему чинятся препятствия исполнению этого судебного акта. В результате его исполнения выигрывают все: и само Министерство промышленности и торговли, которое рассчитывается по долгу, повисшему на нем в течение многих лет, и само государство, которому гасятся долги за счет нового инвестора, и сам завод. Вполне понятно — если покупается предприятие, то оно покупается с целью производственной деятельности, никто не будет платить деньги зря, и тем более рассчитываться за чужие долги. А тем более речь идет о государственных долгах и они значительны — около 10 млн долларов США.
13-03-2007, АКИpress

https://www.tazar.kg/news.php?i=3520
 

Эркин Саданбеков

адвокат

Читайте также: