Эхо чужой войны в Краснодарской тюрьме
В один из весенних дней 2012 года на мою электронную почту пришло необычное письмо от администрации сайта «Американский адвокат». В нем была просьба оказать адвокатские услуги гражданину Турции Гадиру Байтару. С этого все и началось…
https://www.region-yug.ru/materials/p_gostevaya/2012/E_Sadanbekov_Eho_chuzhoy_vojny.htm
В письме сообщалось, что турок оказался в критической ситуации, содержится под стражей в СИЗО Краснодара. Американская сторона ничем не может ему помочь в силу особенностей российского законодательства. К письму прилагалась просьба самого арестанта помочь ему. Администрация сайта рекомендовала арестанту обратиться к одному из бишкекских адвокатов в Кыргызстане, поскольку криминальные события, к которым его причисляли, имели место на территории нашего суверенного государства.
Ознакомившись с письмом, вначале я ничего не понял. Причем здесь турецкий подданный, краснодарский зиндан, американский юридический сайт и кыргызский адвокат? Чтобы разобраться во всей этой запутанной истории пришлось вступить в переписку с американскими коллегами и самим задержанным. Благо, его контактные данные были указаны.
Как выяснилось, дело происходило в Бишкеке пару лет назад, а попал гражданин Турции почему-то в руки российской полиции. Но самым интересным было то, как краснодарские зеки раздобыли контакты кыргызского адвоката. Оказывается, и в России некоторые пользователи Интернета читают сайт «Американский адвокат». Потому-то один из сокамерников, выйдя на волю, порекомендовал турецкому поданному этот заокеанский веб-ресурс.
Почему в российском следственном изоляторе свободно «гуляют» мобильные телефоны, меня абсолютно не интересовало. Главное было заполучить копии процессуальных документов и разобраться в законности ареста гражданина Турции в Краснодарском крае.
Спустя несколько дней на мой мобильный телефон поступает звонок с местного сотового оператора, и женский голос просит встречи. Оказалось, это была супруга задержанного на Кубани Гадира Байтара. Только после встречи с супругой и изучения копий документов из уголовного дела картина стала проясняться.
Выяснилось, что респектабельный турецкий бизнесмен более 10 лет тому назад приехал в Бишкек, где успешно занимался строительным бизнесом. Неплохо освоил русский язык, обзавелся многочисленными связями среди кыргызской элиты и даже нашел в предгорьях Тянь-Шаня свою вторую половинку. Набрал множество заказов на подрядные работы, обеспечил пару дюжин бишкекчан рабочими местами, исправно платил налоги. Все было хорошо, пока однажды он не встретил в Бишкеке своего соотечественника Нусреддина Четина, который предложил заняться импортом цитрусовых из Турции. «Зачем заниматься строительством и годами ждать возврата вложенных средств, когда можно быстро навариться на поставке экзотических фруктов?», – убеждал новоиспеченный партнер, и наивный строитель клюнул на заманчивое предложение.
Выехав в Турцию в январе 2010 года, Гадир Байтар от имени своей бишкекской компании заключает договор с фабрикой на поставку цитрусовых, оплачивает необходимые таможенные пошлины. Далее, как зачастую принято у отдельных жуликоватых предпринимателей, пошли в ход изощренные приемы обмана покупателя. То недоплатили за отгруженный товар, то допустили пересортицу при погрузке, то с отгрузочными документами какая-то неувязочка вышла. В общем, поставщики загнали в Кыргызстан гнилую продукцию, за которую еще и потребовали с покупателя завышенную стоимость. Затем с помощью кыргызской милиции стали выколачивать с Гадира Байтара деньги за полученный товар. А что возвращать, если апельсины в двух рефрижераторах прибыли наполовину некондиционными и негодными к употреблению?
Не имевший к сделке никакого отношения Нусреддин Четин, вдруг обращается с письменным заявлением в УВД Первомайского района Бишкека, и его признают потерпевшим. Далее следователи с грубейшими нарушениями требований законодательства производят какие-то следственные действия, допрашивая иностранцев без участия турецкого консула и без квалифицированного переводчика. Берут у Гадира Байтара обязательство о его явке по первому вызову следователя и временно отпускают иностранца восвояси.
Надо отметить, что сия бумажка, названная милицией как «Обязательство о явке» написана была рукою не самого иностранца, а иным лицом, да к тому же не на его родном языке с переводом на государственный либо официальный, как это положено требованиями уголовно-процессуального законодательства. Более того, следователь в нарушение требований УПК, минуя генпрокурора, 29 марта 2010 года направляет по факсу запрос в адрес турецкой фабрики «Гоклер Наренджийе», которым просит иностранного экспортера подтвердить факт заключения контракта и отгрузку товара. Уже на следующий день приходит ответ из Турции. Высочайшая оперативность! А для кого тогда написаны УПК, всевозможные договоры и соглашения, согласно которым следователи обязаны направлять международные следственные поручения в правоохранительные органы иностранных государств? Или для следователей Первомайского района Бишкека закон не писан?! Меж тем, в УПК прямо говорится, что доказательства, добытые с нарушением закона, являются недопустимыми и не имеют юридической силы. Липовый ответ турецкой компании послужил поводом и основанием к возбуждению уголовного дела.
На основании сфабрикованных первичных материалов доследственной проверки 6 апреля 2010 года следователем упомянутого правоохранительного органа принимается решение о возбуждении уголовного дела в отношении Гадира Байтара по факту мошенничества. Причем сам иностранец ни сном, ни духом не ведает об этом решении.
На следующий день в Кыргызстане происходят известные на весь мир события со сменой коррумпированной власти. На площади десятки убитых, больницы переполнены ранеными. Огнем охвачены здания Генпрокуратуры, налоговой инспекции, частные домовладения. Толпы мародеров загуливают по столичным супермаркетам, повсюду погромы.
На фоне всеобщего хаоса и бардака правоохранители решили заняться ловлей рыбешки в мутной воде. Наспех состряпанное уголовное дело продолжает и далее успешно фабриковаться в тайне от самого подозреваемого. Турецкий бизнесмен обращается к следователям, дескать, каково решение по спору вокруг импорта цитрусовых и что ему делать дальше? В первомайской милиции ему ответили: мол, сейчас не до него, в стране есть дела куда поважнее.
В связи с нестабильной обстановкой, царящим вокруг беззаконием и безвластием, посольства многих иностранных государств рекомендовали своим соотечественникам временно покинуть Кыргызстан. Поскольку у Гадира Байтара 25 апреля заканчивался трехмесячный срок визы, то он, следуя рекомендациям дипломатов, вылетел из аэропорта «Манас» на родину за трое суток до указанной даты.
Находясь в аэропорту Стамбула и пытаясь по именной карточке снять деньги в банкомате, он столкнулся с проблемой. Тут же перезвонив своей супруге, турок поинтересовался: не ограблен ли случаем мародерами банк в Бишкеке? Суженая мчится в банк и сообщает, что учреждение в порядке. Вот только следователь накануне своим постановлением наложил арест на вклады Байтара. Только тогда тому стало известно, что против него еще 6 апреля возбуждено уголовное дело, о чем ему никто не сообщал. Оперативные работники, уже знавшие о пересечении иностранцем госграницы, строчат дежурные рапорты о бегстве подозреваемого. Его объявляют в международный розыск и 3 июня того же года в Первомайском районном суде Бишкека заочно избирают меру пресечения в виде заключения под стражу. Добрые люди сообщают супруге, что ее мужу желательно не приезжать в Кыргызстан до лучших времен, ибо он будет немедленно арестован.
Тем временем, так называемый «потерпевший» Нусреддин Четин возвращается в Турцию и подает в правоохранительные органы заявление о взыскании с Гадира Байтара астрономической суммы в долларовом эквиваленте. При этом он прикладывает процессуальные документы из уголовного дела, которые ему были переданы кыргызстанскими правоохранителями.
2 декабря 2010 года государственный прокурор города Мерсин Турции Али Урунжа, рассмотрев следственное дело по иску Четина, вынес решение о неуместности судебного преследования. Сделка была произведена между турецкой компанией «Гоклер Наренджийе» в лице ее гендиректора и кыргызстанской фирмой «Мимарт Трейд» в лице Гадира Байтара, и Нусреддин Четин к ней не имеет никакого отношения. У заявителя было право обжаловать действия турецкой прокуратуры, которым он не воспользовался. Когда документ показали турецким адвокатам и попросили прокомментировать суть изложенной записи, те пояснили, что на нашем языке она означает: «Дело прекращено в связи с отсутствием состава преступления». Казалось бы, вопрос исчерпан. Как говорится, на нет и суда нет. Но не тут-то было…
Обманутый в Кыргызстане своими же жуликоватыми соотечественниками, респектабельный турецкий бизнесмен, которому уже навсегда была закрыта дорога в высокогорную страну Тянь-Шаня, решил продолжить свой строительный бизнес в России.
Прибыв в Краснодарский край, он развернул там свою деятельность. Спокойно работал, пока 23 февраля 2012 года краснодарская полиция не задержала его по линии международного розыска и не водворили в СИЗО. С тех пор Гадир Байтар томится в застенках, ожидая экстрадиции в Кыргызстан для дальнейшего уголовного преследования.
В процессе оказания правовой помощи клиенту у защиты невольно возникли вопросы к турецкому дипломатическому корпусу относительно прохладного отношения к своим подданным, попавшим в критическую ситуацию. Складывается мнение, что арестант не нужен своим дипломатам ни в России, ни в Кыргызстане. Об этом его супруга написала главе Турции. Благо, что еще русские сокамерники обходятся с ним снисходительно, оказывая поддержку и необходимые консультации.
Стоит отметить, что экономической сделкой по поставке цитрусовых не был причинен ущерб ни бюджету Кыргызстана, ни интересам его граждан. Просто два турка, не поделившие гнилые апельсины у Босфорского пролива, решили разобраться на кыргызстанской площадке. Причем один из них оказался ушлым мошенником и проходимцем с уголовным прошлым, а второй – доверчивым, наивным лохом. Вот и вся песня…
В связи с многочисленными жалобами, поданными защитой на имя высшего руководства Турции и Кыргызстана, дело хоть как-то тронулось с места. Оно взято на контроль нашим омбудсменом и одной из неправительственных организаций, которые готовы обратиться в международные организации по защите прав человека. Рядовое гражданское дело нечистоплотными на руку сотрудниками Первомайского РУВД Бишкека было перевернуто с ног на голову и стало уголовным. Поэтому защита вместе с супругой задержанного по сей день вынуждена обивать пороги различных судебных инстанций, правоохранительных и надзорных органов в поисках справедливости. Думается, рано или поздно она восторжествует, все точки над «i» будут расставлены, Гадир Байтар будет оправдан и вернется в семью. Это только вопрос времени.
Публикация: июль 2012
https://www.region-yug.ru/materials/p_gostevaya/2012/E_Sadanbekov_Eho_chuzhoy_vojny.htm