Институт прописки – источник коррупции
27-06-2011 19:22 Автор: COMMENT.KG — www.comment.kg
Недавно прозвучавшие в парламенте предложения об отмене в республике системы прописки или, как её сейчас называют, регистрации, вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Одни говорят, что давно пора дать людям возможность свободно перемещаться в пределах республики. Другие уверены, что государство для собственной безопасности должно всех своих граждан держать под неусыпным контролем, поскольку народ так мотается по стране, что за ним трудно уследить.
Мы попросили высказать свои соображения по этой проблеме адвоката Эркина Саданбекова.
Эркин Саданбеков– Скажу сразу, прописка – атрибут тоталитарного режима. Кто в Кыргызстане не сталкивался с вопросом прописки? Да, пожалуй, такого отыскать невозможно. Решил устроить дитя в садик – покажи прописку. Чадо пошло в школу – опять прописка. Обратился в поликлинику – не принимаем без прописки. Призыв в армию, поступление в институт, поиск работы, покупка жилья – везде требуется штамп о приписке. И такие примеры можно приводить до бесконечности.
Что же такое прописка? Это государственная система контроля миграции населения, сложившаяся в СССР, основной принцип которой заключается в жёсткой привязке граждан к их постоянному месту жительства. Установленный порядок прописки требовал разрешения административных органов на проживание, устройство на работу и учебу, приобретение в собственность жилья.
Самый жесткий в мире сугубо тоталитарный контроль за перемещением собственных граждан и паспортный режим установлены в Корейской Народно-Демократической Республике, о чем подробно излагается в публичных лекциях российского эксперта по региону Андрея Ланькова. Но, извините, мы далеко не Северная Корея и уже не Советская Киргизия, а свободная, суверенная страна – островок демократии в Центральной Азии. И коль дважды после очередной смены власти в стране наши правители с высоких трибун обещали всему народу демократические перемены, так давайте же перейдем от слов к делу и начнем двигаться к реформам сталинского института прописки («регистрации по месту постоянного жительства»).
Проблема учета кочевого населения в предгорьях Тянь-Шаня существовала издавна. В свое время кокандские юзбаши в целях взимания зякета с кочевых племен предпринимали попытки переписи населения, но мобильные кочевники, как правило, в нужный момент уводили скот вместе с людьми в труднодоступные горные пастбища, оставляя после себя лишь тлеющие угольки костров да свежие следы копыт лошадей. Даже чиновникам Царской России не удавалось доподлинно установить точное количество «дикокаменных киргизов» Семиречья, несмотря на то, что ими в своих рапортах приводились приблизительные данные о численности душ обоего пола того или иного племени.
С установлением в Туркестане советской власти и перевода кочевых племен на оседлый образ жизни большевики пошли еще дальше в этом направлении, введя паспорта, а вместе с ними в 30-х годах и прописку, привязывающую гражданина к определенному месту жительства. Уж как-то несозвучны были слова популярной песни «Мой адрес – не дом и не улица, мой адрес – Советский Союз» с тогдашними реалиями. От этой прописки отдельные посткоммунистические государства бывшего СССР не могут избавиться и по сей день. Люди более старшего поколения не понаслышке знают о московской прописке, которую в Союзные времена получить было практически невозможно. Тогда советский человек только и мечтал, чтобы прописаться в столице. Ныне о ней мечтает наша родная 100-тысячная армия гастарбайтеров, вкалывающая от зари до зари на стройках и рынках Первопрестольной.
Институт прописки вынуждает кыргызстанцев бегать по различным инстанциям и часами простаивать в домоуправлениях, у председателей квартальных комитетов и в паспортных столах ради отметки в паспорте. Прописка, по сути, особых проблем-то и не решает, а только создает излишние неудобства гражданам в реализации их конституционных прав свободы передвижения и выбора места жительства.
Полагаю, что депутат Жогорку Кенеша Равшан Жээнбеков во многом прав, предлагая законодательным путем отменить прописку-регистрацию. И он, и ряд правозащитников, изучив положительный опыт развитых стран, делают вывод: отмена института прописки резко сократит уровень коррупции в правоохранительных органах и избавит население от сбора ненужных справок. Кстати, рабочая группа парламента разработала проект Закона КР «О паспортах гражданина Кыргызской Республики», где о прописке даже ничего не упоминается. Законопроект был разослан для согласования в министерства. Почти все государственные органы, включая даже самые, казалось бы, заинтересованные в прописке – МВД и ГРС, – дали ответы без замечаний. Вот только не совсем понятна точка зрения нашего внешнеполитического ведомства, которое в своих замечаниях по проекту закона почему-то настаивает на наличии прописки в паспорте кыргызстанца?