Раскрыто громкое убийство, или опять идет милицейская кампанейщина, о чем говорят адвокаты?
26 октября, 2011
Мира ТЕМИРОВА, Voice of Freedom, Бишкек
В начале октября МВД сообщило о раскрытии убийства начальника УВД Ошской области, совершенного шесть лет назад. Один из руководителей межрегионального Управления по борьбе с организованной преступностью полковник милиции Уран Алиев был расстрелян в упор 5 апреля 2005 года около трех часов ночи у подъезда своего дома.
По озвученной тогда официальной версии, двое неизвестных открыли по Алиеву огонь из автомата, когда он выходил из служебного автомобиля у подъезда собственного дома. От девяти полученных огнестрельных ранений Алиев скончался на месте.
И вот, резонансное дело вроде раскрыли. Как пояснили в МВД, «стали известны некоторые подробности совершенного устранения полковника милиции». По подозрению в совершении убийства задержаны Азиз Качыбеков и Бакыт Сыдыков. Первого подозревают в заказе, второго – в исполнении убийства. Всего же по данным МВД, по делу проходят 6 подозреваемых, из которых двое — отбывают наказание в России за распространение наркотиков и еще двое — в розыске.
Однако защитники Азиза Качыбекова настаивают на его невиновности и готовы представить неоспоримые доказательства своих слов. Они уверяют, что все признательные показания были выбиты из подозреваемого под пытками.
«К нему применялись пытки. Факт зафиксировали адвокаты и омбудсмен по городу Ошу и области, а также судебно-медицинская экспертиза, — рассказал Эркин Саданбеков, адвокат Азиза Качыбекова. – Мой подзащитный написал жалобу в Генпрокуратуру, где подробно описал, каким издевательствам его подвергали».
Он пояснил, что Качыбекова незаконно содержали в ИВС Араванского РОВД с 30 сентября по 14 октября, а потом перевели в Алайский РОВД, якобы в целях безопасности.
Жена и отец подозреваемого также готовы засвидетельствовать факт применения пыток к нему. Они уже обивают пороги различных инстанций и заваливают жалобами различные ведомства, настаивая на необходимости расследования фактов пыток. Пока все безрезультатно. По словам жены, следователь областной прокуратуры Азат Токтосунов «не соизволил взять заявление» от Качыбекова, поскольку «напрямую укрывает преступление».
«29 сентября 2011 года примерно в 23 час.20 мин. сотрудники ГУБОПК МВД КР задержали в городе Бишкеке моего мужа Азизбека Качыбекова, избили и увезли в неизвестном направлении, — пишет в своей жалобе на имя генпрокурора, омбудсмена и спикера парламента на действия следователя прокуратуры Ошской области Азата Токтосунова, Миргул Искандарова — супруга Азиза Качыбекова. — 30 сентября 2011 года судья Ошского городского суда Акыев А.А. избрал моему мужу меру пресечения в виде заключения под стражу с содержанием в ИВС Араванского РОВД, что уже является незаконным».
Свои доводы она поясняет тем, что родственники не сразу узнали и смогли найти, где содержится Азиз. «В ИВС ОВД Араванского района его не оказалось. Спрашивали в СИЗО-5 города Оша, но и там его не было. Только спустя несколько суток выяснилось, что его содержат в ИВС Алайского РОВД, где оперативные работники ГУБОПК МВД КР подвергают задержанного пыткам на протяжении двух недель. Адвокатов к следственно-арестованному не допускали, приглашая лишь своих «дежурных»», — пишет Миргул Искандарова.
Жена обвиняемого отмечает, что «факт применения физического насилия в ИВС был зафиксирован сотрудниками аппарата омбудсмена по Ошской области». Такую информацию в свою очередь распространяли в прессе и сотрудники регионального представительства омбудсмена. О применении милиционерами пыток, Качыбеков рассказал и во время первого свидания с бишкекским адвокатом в помещении ИВС Алайского РОВД, которое состоялось 12 октября 2011 года.
На основании ходатайства адвокатов старший помощник прокурора Ошской области вынес постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы. Медики зафиксировали у Качыбекова телесные повреждения.
«Во время судебно-медицинской экспертизы мой муж рассказал эксперту, врачам, адвокату, родственникам, что его несколько дней подряд в камере ИВС Алайского РОВД избивали оперативные работники ГУБОПК МВД, надевали на голову целлофановый мешок, душили, в результате чего он терял сознание», – описывает Миргул Искандарова.
Отец Качыбекова сам смог убедиться в том, что к его сыну применяли недозволенные методы дознания. «Во время свидания в кабинете следователя Турсунбекова А.Т. я передал сыну верхнюю одежду, но следователь запретил переодеваться в его кабинете. Когда я поднял рубашку сына, то увидел на его теле в области живота синяки, кровоподтеки. Сын жаловался на боли в сердце и в теле. Самочувствие Азизбека было крайне плохое», — пишет в жалобе на имя прокурора Ошской области отец задержанного Осмонбек Качыбеков.
Увидев синяки, отец стал возмущаться и потребовал пригласить врача для освидетельствования и оказания первой медицинской помощи. В этот же день (3 октября 2011 года) в здание регионального Управления борьбы с организованной преступностью (УБОПК) был вызван врач-кардиолог Ошской городской больницы № 2 Кабылбеков Ч.С.. Он рекомендовал провести медицинские исследования ЭКГ, ОТК, УЗИ и госпитализировать арестованного.
Адвокаты Э.Саданбеков и М.Баратахунов уже подали ходатайство о назначении судебно-медицинской экспертизы для выявления следов побоев и определения степени тяжести телесных повреждений Азизбека Качыбекова. Однако вопросы госпитализации и назначения по делу судебно-медицинской экспертизы не решены по сей день.
После жалобы на имя прокурора Ошской области, генпрокурора, замминистра ВД и омбудсмена Турсунбека Акун, Качыбекова перевели в СИЗО №5 города Оша.
Корме того, адвокаты просят внести акты прокурорского реагирования на многочисленные факты нарушения норм уголовно-процессуального законодательства. «Например, протокол допроса обвиняемого Качыбекова А.О. от 30.09.2011 года с применением видеозаписи составлен почему-то с участием двух понятых Абдиманапа уулу Нурсултана и Мирзалиева Амантура Аскаровича, тогда как нормами уголовно-процессуального законодательства не предусмотрено участие понятых при проведении допроса», — пишут адвокаты.
Они отмечают, поскольку данное доказательство добыто с нарушением требований уголовно-процессуального кодекса, то оно не имеет юридической силы и не может быть использовано в суде.
Адвокаты Качыбекова также ходатайствуют о назначении судебно-психиатрической и судебно-наркологической экспертиз обвиняемого Бакытбека Сыдыкова, который, как они считают, оговорил их подзащитного.
«Он дал признательные показания, что в 2005 году убил полковника милиции Урана Алиева по заказу Качибекова. На очной ставке мой подзащитный подтвердил, что помогал Сыдыкову приобрести пистолет, но указания убивать не давал», — рассказал адвокат Мирлан Баратахунов.
Неоднократно судимый Сыдыков последний раз привлекался за сбыт наркотиков и приговорен к 18 лет лишения свободы. Он состоит на учет в республиканском центре наркологии (РЦН) как наркозависимое лицо и правдивость его показаний вызывает сомнение у защиты Качыбекова.
Адвокат Мирлан Баратахунов не исключает, что к преступлению могут быть причастны высокопоставленные чиновники, поскольку Уран Алиев занимался «разработкой банды, занимающейся сбытом крупных партий наркотиков».