Ходатайство по вопросу поставки седельных тягачей фирмой «DS West Trans»
Государственная служба финансовой полиции
при Правительстве Кыргызской Республики
от адвоката Саданбекова Э.И.
тел.+996 773 969641
Х О Д А Т А Й С Т В О
по уголовному делу № 084-11-173 о назначении комиссионной экспертизы
17 сентября 2011 года ОсОО «DS West Trans» произвело таможенное оформление двух грузовых автомашин ДАФ, ввезенных в режиме «импорт-40» из Германии, где был указан код товара ТН ВЭД 8701209017, как тракторы.
При таможенном оформлении вышеуказанных автомашин уплачены только суммы НДС и таможенные сборы, тогда как согласно заключению специалиста ГЦСЭ при МЮ Кыргызской Республики № 1-2913/13 от 12.10.2011 года (Сыдыков Т.), «автомобили ДАФ и Вольво по классификации подвижного состава являются грузовыми автомобилями, седельный тягач, предназначенными для работы в сцепке с полуприцепом. Оборудованы седельно-сцепным устройством».
Также, по заключению специалиста Института специальных исследований Кыргызской Республики № 8365/10 от 11.10.2011г. (Маданбеков А.), «автомобили марки ДАФ и ВОЛЬВО относятся к седельным тягачам и предназначены для перевозки в составе полуприцепов всех видов грузов».
Из указанных двух выше заключений специалистов видно, что «По списку группы ТН ВЭД эти механизмы относятся к категории 8704 – «Моторные транспортные средства для перевозки грузов».
По заключению специалиста отдела судебно-экономических экспертиз ГЦСЭ при МЮ Кыргызской Республики № 1-2932/17 от 13.10.2011г., ОсОО «DS West Trans» подлежит выплатить таможенные пошлины в общей сумме 170593,84 сом.
Следственные органы усмотрели в действиях должностных лиц таможенного органа наличие состава преступления, в связи с чем 31.10.2011 года против сотрудников таможенной службы было возбуждено уголовное дело № 084-11-173 по признакам преступлений, предусмотренных ст. ст. 316 ч. 1, 210 ч. 1 УК Кыргызской Республики.
Однако должностные лица таможенного органа не согласились с принятым решением о возбуждении уголовного дела и пояснили следующее:
Так из допроса инспектора Центральной таможни, производившего таможенное оформление вышеуказанных автомашин, ввезенных на территорию Кыргызской Республики со стороны ОсОО «DS West Trans» следует, что согласно грузосопроводительным документам автомашина ДАФ по типу транспортного средства является седельным тягачом. Седельный тягач имеется в подгруппе 8701. Согласно комментарий ТН ВЭД, в данной товарной позиции термин «Тракторы» означает колесные или гусеничные транспортные средства для буксировки или толкания других транспортных средств, устройств или грузов. Здесь же указано, что тракторы данной позиции не имеют кузовов, могут иметь тягово-сцепное устройство для прицепов или полуприцепов. Кроме того, необходимо сообщить, что согласно расшифровки идентификационного номера автомашины (VIN-код), первая буква Х указывает на страну происхождения, буква R – марка машины. В данном случае DAF, буква Т указывает на вид транспортного средства, в нашем случае, буква Т означает Trekker и переводится как буксир, тягач, трактор, пятая буква Е определяет количество осей и колес. В данном случае буква Е означает, что у растаможиваемой автомашины DAF имеются две оси, в передней 2 колеса, в задней – 4. Шестая буква Х указывает на объем двигателя (12580 см3), седьмая буква S означает тип двигателя. В данном случае двигатель у автомобиля DAF турбированный с внутренним нагревом. Последующие две буквы и номер означают серийный номер кузова (копию примерного образца расшифровки идентификационного номера автомашины (VIN-код) прилагаю к протоколу допроса). Также, для сравнения, к протоколу допроса приложена копия акта экспертизы № 1-1590 от 16.11.2011г., в котором указано, что на седельный тягач DAF согласно действующего закона о таможенном тарифе Кыргызской Республики установлен код ТН ВЭД – 8701209013. При этом указанный код товара в вышеназванных ГТД по оформлению автомашин DAF, ввезенных ОсОО «DS West Trans», код товара № 87012090 уже был указан в CMR (международной товарной накладной) за №№ 003385 и 003386 в графе 10, то есть страна отправления – Германия в CMR уже указала код товара, как седельный тягач.
Таким образом, выводы специалистов Института специальных исследований Кыргызской Республики и Государственного центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики вызывают сомнение в их объективности и легитимности. Более того, кыргызстанские специалисты вышли за пределы своих полномочий, поскольку пояснение к кодам товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности входит в компетенцию таможенной службы Российской Федерации.
Так в статье 2 Соглашения об общей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического сообщества отмечено, что «таможенная служба Российской Федерации осуществляет ведение ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества, в том числе: обеспечивает слежение за изменениями международной основы ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества, пояснениями и другими решениями по толкованию этой основы; приводит ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества в соответствие с ее международной основой; разрабатывает совместно с таможенными службами государств — членов Евразийского экономического сообщества и принимает пояснения и решения по толкованию ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества.
Направляет решения о внесении изменений в ТН ВЭД Евразийского экономического сообществтаа и решения по ее толкованию таможенным службам государств — членов Евразийского экономического сообщества».
Поэтому, для того, чтобы правильно определить код ТН ВЭД необходимы специальные познания гармонизированной системы описания и кодирования товаров, которые используются всеми странами – членами Всемирной таможенной организации.
В целях всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств по делу необходимы специальные познания в области определения категории и параметров транспортных средств марки DAF, ввезенных на территорию Кыргызской Республики, а также в сфере гармонизированной системы описания и кодирования товаров в ТН ВЭД ЕврАзЭС, для чего требуется назначение комиссионной товароведческой экспертизы, производство которой необходимо поручить комиссии экспертов ГЦСЭ при МЮ Кыргызской Республики, «Кыргызэкспертизы» Торгово-Промышленной палаты Кыргызской Республики и Государственной таможенной службы Кыргызской Республики.
Принимая во внимание вышеизложенное, руководствуясь ст. ст. 122, 123 УПК Кыргызской Республики,
П Р О Ш У:
1. Назначить по уголовному делу № 084-11-173 комиссионную товароведческую экспертизу, для определения кодирования товаров ТН ВЭД Евразийского экономического сообщества, производство которой поручить специалистам Государственной таможенной службы Кыргызской Республики, экспертам «Кыргызэкспертизы» Торгово-Промышленной палаты Кыргызской Республики и Государственного центра судебных экспертиз при Министерстве юстиции Кыргызской Республики.
2. На разрешение экспертизы необходимо поставить следующие вопросы:
а) На какие нормативные акты и специальную литературу опирался эксперт ГЦСЭ при МЮ КР при даче заключения № 1-2913/13 от 12.10.2011 года, которым определен код ТН ВЭД 8704 на автомобили ДАФ и ВОЛЬВО, как грузовые автомобили, тогда как в грузосопроводительных документах данные транспортные средства значатся как седельные тягачи с кодом ТН ВЭД 8701?
б) Обоснованны ли выводы заключения специалиста № 1-2913/13 от 12.10.2011 года?
в) Определяются ли кратким автомобильным справочником НИИАТ коды ТН ВЭД?
г) Признают ли эксперты ГЦСЭ при Министерстве юстиции Кыргызской Республики расшифровку VIN-кодов автотранспортных средств, применяемых в международной практике участниками внешнеэкономической деятельности?
д) К какой группе (подгруппе) товаров относятся вышеуказанные транспортные средства по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД)?
е) Какими нормативными актами определяются коды ТН ВЭД и в компетенцию каких государственных органов входит присвоение данных кодов?
Адвокат Саданбеков Э.И.