Обращение юридического сообщества в Конституционную палату КР
Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики Председателю Дуйшееву К.А., зам.пред. Осконбаеву Э.Ж., Саалаеву Ж.И., Бобукеевой М.Р., Жумабаеву Л.П., Касымалиеву М.Ш., Кадырбаеву К.Ж., Шаршеналиеву Ж.А.,
Уважаемые судьи Конституционный Палаты Верховного Суда КР!
Мы верим, что Вы (судьи Конституционной палаты) сможете сохранить верность своим принципам и своим же правовым позициям, которые Вы ранее обозначили в ряде решений этого же состава судей, а также примете во внимание позиции Венецианской комиссии, которая дала заключение в ответ на Ваш запрос. Сейчас на рассмотрении КП находится ходатайство политической партии «Реформа» о проверке конституционности конституционного Закона Кыргызской Республики «О приостановлении действий некоторых норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики». Становится очевидно, что перенос выборов не отвечает принципам необходимости и пропорциональности, т.е. не связан с невозможностью провести выборы в положенный срок (к примеру, в связи с отсутствием требуемых ресурсов). В свете спешно инициированной конституционной реформы стало очевидно, что Вы, судьи Конституционной палаты, рассматриваете дело в специфическом контексте, и в т.ч. дадите ответ на вопрос о том, может ли конституционный орган (Жогорку Кенеш КР) искусственно продлевать себе сроки полномочий, при этом не для создания условий к новым выборам, призванных сформировать новый легитимный и конституционный орган власти, но ради других волюнтаристских целей?
Как вам известно 17 ноября т.г. на сайт Жогорку Кенеша Кыргызской Республики был вывешен проект Закона КР о проведении референдума в рамках конституционной реформы, а также сам проект Конституции. В последние дни вся страна буквально бурлит и все общество вовлечено в острую дискуссию по спорным моментам, касающимся указанной попытки инициировать срочную конституционную реформу. При этом, многие независимые юристы и граждане страны крайне негативно отнеслись к данной инициативе по причине многих дискуссионных вопросов, касающихся процессуальных аспектов проведения конституционной реформы, и ни раз, в т.ч. через брифинги и пресс конференции, отмечали следующее:
• шестой созыв Жогорку Кенеша КР не правомочен инициировать изменения в Конституцию КР.
• шестой созыв Жогорку Кенеша КР не может самовольно продлевать свои полномочия и останавливать выборные процессы
• происходит де-факто замена/подмена Конституции (а не внесение поправок) и искусственное «навязывание» проекта Конституции обществу и стране.Венецианская Комиссия в своем срочном заключении Amicus Curiae подтвердила указанные позиции и также пришла к выводам о том, что:
• в период пророгации, парламент не может утверждать чрезвычайные меры, в том числе конституционные реформы;
• приостановление избирательного процесса ограничивается принципами необходимости и строгой пропорциональности;➢ Исключительная ситуация действительно может оправдать перенос выборов. Однако, когда был принят оспариваемый конституционный закон, Кыргызская Республика не находилась в состоянии чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или форс-мажорных обстоятельств;
• принятие важных изменений в избирательном законодательстве вне процедур, установленных Конституцией и действующим законодательством, подрывает принципы парламентской демократии.
Юридическое сообщество Кыргызстана полностью приветствовало обращение КП Венецианской Комиссии и благодарит судей КП за такое решение. Тот факт, что судьи КП обратились в ВК означает, что Вы осознаете всю ответственность, и также хотели получить качественную аргументацию и юридическое заключение, основанное на мировой практике.
В этой связи мы верим и надеемся, что вы прислушаетесь к заключению и рекомендациям Венецианской Комиссии, которая прямо отмечают, что в ситуации внеконституционного продления срока полномочий 6 созыва ЖК самой главной и единственно легитимной задачей для ЖК и власти является скорейшее проведение новых выборов в ЖК (то есть создание конституционных и полностью легитимных институтов власти), но не проведение чрезвычайной и ускоренной конституционной реформы при искусственно продлеваемом вакууме власти.
САМОЕ ГЛАВНОЕ, хотелось бы вам напомнить, что Конституционная палата ранее уже ясно обозначила свои позиции по аналогичным вопросам. Крайне важно, чтобы Конституционная Палата соблюдала и придерживалась своих правовых позиций. Так, в вашем решении от 24 апреля 2019 года вы сказали следующее: «Конституция КР содержит исчерпывающий перечень полномочий Жогорку Кенеша КР, который согласно статье 74 Основного закона не может быть расширен законами или иными нормативными правовыми актами». Иными слова вы определили, что по Конституции у ЖК не могут быть «подразумеваемые правомочия», а только те, которые указаны в Конституции. Нигде в Конституции КР, включая статью 74, не указано, что ЖК может приостановить выборный процесс или продлить сроки своих полномочий.
Юридическое сообщество считает, что конституционный закон КР «О приостановлении действий некоторых норм конституционного Закона КР «О выборах Президента КР и депутатов Жогорку Кенеша КР» заложил фундамент для сложившегося политического и конституционного кризиса в КР и для инициативы незаконной и нелегитимной конституционной реформы. Конституция – это фундаментальный правовой документ, который закладывает основы для успешного (или наоборот) функционирования государства на десятилетия вперед, и также может заложить первопричины для системных кризисов, нанести вред национальным интересам или даже подорвать основы государственности. Незыблемость конституции является основой для становления верховенства права и конституционализма. Многие судьи КП разделяют фундаментальную важность принципа незыблемости конституции.
В этой связи хотелось бы напомнить об отдельных позициях судей КП в ранее принятых решениях. Судья Осконбаев Э.Ж. в своем особом мнении в деле 2016 года отметил, что «поскольку Конституции отводится место регулятора всего ценного и значимого для общества ему придается высшая степень юридической силы среди иных нормативных правовых актов. Поэтому любые изменения в его регулятивной сфере, пусть даже самые незначительные или необходимые, несут в себе негативный эффект, так как не позволяют укрепиться Конституции в качестве главного закона государства, снижая его значение для государственных институтов и общества в целом. Наличие строгих процедур внесения поправок в Конституцию является неотъемлемой частью демократического конституционализма. Соблюдение процедуры внесения поправок в Конституцию существенно способствует одобрению поправок и их легитимности, а также становлению новых конституционных традиций».
Судья Саалаев в своем докладе на международной научнопрактической конференция, посвященной 25-летию принятия Конституции Республики Узбекистан сказал следующее: «Конституция 2010 года разрабатывалась и принималась в условиях социально-политической напряженности, на фоне трагических событий на юге страны и в условиях чрезвычайного положения. Эти обстоятельства сыграли ключевую роль, чтобы основной «документ» рассматривался не просто как продукт общественного консенсуса, но и как символ дальнейшего устойчивого и стабильного развития государства.
Важным моментом в новой Конституции можно считать усиление роли парламента в государственном управлении. Поэтому и власть, и общество, учатся жить в условиях новой политической системы с усилившейся ролью парламента. Именно Конституция 2010 года заложила основы развития парламентаризма, как системы государственного устройства в Кыргызстане».
Судья Касымалиев в своих выступлениях на конференциях в г. Астана и в г.Ташкент в 2015 г. отмечал, что «Действующая Конституция является продуктом сложного и длительного процесса ее создания, в ходе которого был достигнут нелегкий компромисс, учитывающий интересы основных политических сил в обществе по таким вопросам, как ограничение вмешательства государства в жизнь общества и индивидов, формы организации и осуществления государственной власти, права и свободы личности. Закреплен принцип разделения властей в государстве, обеспеченный механизмом сдержек и противовесов между тремя ветвями власти».
Уважаемые судьи Конституционный Палаты Верховного Суда КР, Вы исполняете благородную миссию по осуществлению конституционного контроля в Кыргызской Республике. Мы приветствуем многие ваши принципиальные решения направленные на укрепления верховенства права и конституционализма в КР и благодарим вас за это.
Мы верим, что 2 декабря 2020 года вы также примите судьбоносное для страны решение, признав конституционный Закон Кыргызской Республики «О приостановлении действий некоторых норм конституционного Закона Кыргызской Республики «О выборах Президента Кыргызской Республики и депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республик», противоречившим Конституции.
Мы верим, что вы прислушаетесь к позициям Венецианской комиссии, которая отметила, что продление полномочий Жогорку Кенеша возможно только и исключительно для создания условий к скорейшим новым выборам в парламент и легитимизации института. Тем самым Вы проявите свою независимость и принципиальность, осуществив свою историческую миссию, как единственный государственный орган, который прямо призван выступать в защиту Конституции, верховенства права и конституционализма в Кыргызстане.
С уважением,
Представители юридического сообщества Кыргызстана